Штраф за такси без лицензии в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за такси без лицензии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2024 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Размер штрафа за отсутствие разрешения на такси в 2023
Размер штрафа за отсутствие разрешения такси указан в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушение |
Наказание |
||
Гражданин |
Должностное лицо |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно |
Штраф 2 000 – 2 500 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 4 000 – 5 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 40 000 – 50 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Обращаться за разрешением на такси надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта) или МФЦ.
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно также подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг или сайт Госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком до пяти лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то раньше некоторые регионы ее взимали, например, в Санкт-Петербурге это стоило 320 рублей. Но после принятия закона № 580-ФЗ разрешение предоставляется бесплатно (статья 5).
К транспорту закон особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета автомобиля, то это зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель, желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Как и раньше, водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет. Кроме того, закон № 580-ФЗ добавил новые требования к водителю — разрешение не выдадут тем, кто имеет судимость за ряд преступлений, был лишен прав или не оплатил более трех штрафов за нарушение ПДД.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят также копия договора со службой такси (для ИП и самозанятых), справка о несудимости на водителя, доверенность (если обращается представитель).
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Обжалование штрафа таксисту
Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.
Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:
- Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
- Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
- Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
- Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
- Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.
Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.
Часто задаваемые вопросы
Как оспорить штраф за отсутствие лицензии? – Для обжалования необходимо составить заявление и подать его в районный суд. На это у водителя есть 10 суток. Срок обжалования может быть увеличен при наличии уважительных причин.
Как проверить, есть ли у автомобиля лицензия такси? – Департамент транспорта обязан выкладывать на своем сайте реестры действующих разрешений такси. В Москве, Санкт-Петербурге и с недавнего времени в Тамбовской области проверку можно произвести с помощью электронного сервиса на сайте ведомства.
Кто должен платить штраф: водитель или владелец ТС? – В зависимости от типа нарушения ответственным за уплату может быть назначен как таксист, так и компания-собственник.
Как получить лицензию на такси
Сперва вам следует ознакомиться с правилами и требованиями, установленными административными органами вашего региона. Чаще всего на сайтах этих органов вы найдете полную информацию о необходимых документах, сроках и процессе подачи заявления на получение лицензии. Обратите внимание, что для получения лицензии обычно требуется наличие определенного стажа вождения и отсутствие судимости.
После ознакомления с правилами и подготовки всех необходимых документов, вам нужно будет заполнить заявление на получение лицензии и представить его в соответствующий орган в вашем регионе. Заявление должно быть заполнено на установленном образце и содержать всю необходимую информацию о вас и вашем транспортном средстве.
Важно помнить, что процесс получения лицензии на такси может занять некоторое время, поэтому лучше начать подготовку заранее. После получения лицензии вам следует следовать всем требованиям и правилам, установленным для таксистов, и регулярно проходить технические проверки своего автомобиля. Только так вы сможете безопасно и законно заниматься перевозкой пассажиров.
Последствия незаконной перевозки пассажиров
Первые, кто пострадает от незаконной перевозки, это сами водители такси. В случае нарушения правил, они могут быть оштрафованы и лишены права заниматься данной деятельностью. Кроме того, незаконные перевозчики не имеют страховки от несчастных случаев или страховки пассажиров, что означает, что они не несут ответственности за возможные происшествия, произошедшие во время поездки.
Для пассажиров также существуют риски, связанные с использованием незаконных услуг перевозки. Они могут нести ответственность за выбор ненадежного перевозчика и стать жертвой мошенничества или несчастного случая. Кроме того, отсутствие страховки производителя услуги может означать, что в случае конфликта с водителем или проблем с поездкой, пассажиры будут оставлены без должной защиты и возможности решения проблемы.
В целом, незаконная перевозка пассажиров имеет серьезные правовые последствия для водителей и может представлять угрозу для безопасности и благополучия пассажиров. Поэтому важно соблюдать законы и пользоваться только услугами законных и надежных перевозчиков.
Новый закон о такси вступает в силу: что ждет отрасль?
С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, который призван повысить безопасность поездок и окончательно вывести отрасль такси из тени. Закон предъявляет новые требования к агрегаторам, водителям, виду автомобиля, а также предусматривает создание федеральной системы ФГИС «Такси» и региональных реестров.
«Новый закон о такси готовился несколько лет, — поясняет заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Рынок за эти годы кратно вырос, такси стало незаменимой частью транспортной инфраструктуры и встроилось в повседневную жизнь миллионов людей. При таком масштабировании, безусловно, понадобились новые подходы к регулированию рынка и системный подход к нему во всех регионах».
Прозрачность и безопасность
По словам эксперта, одно из ключевых нововведений — это прямой и быстрый доступ в отрасль для самозанятых, который обеспечит приток исполнителей и поможет им получать дополнительный доход. По старым правилам самозанятым нужно было иметь статус индивидуального предпринимателя для вхождения в отрасль.
«Доступ в такси для самозанятых — однозначно позитивное изменение, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Мера упростит вход в сферу тысячам людей в экономически непростое время, когда многие ищут дополнительные источники заработка, а также поможет восполнить дефицит водителей на рынке такси. Сейчас некоторые водители уходят в другие сферы, т.к. в такси вести деятельность все сложнее — мало машин, растут цены на них, на запчасти, топливо, вводятся новые формальные требования».
В законе прописан и ряд ограничений. Управлять такси не смогут те, у кого имеется более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД и при наличии непогашенной судимости за тяжелые преступления. Эти изменения должны повысить уровень безопасности перевозок.
Однако некоторые эксперты видят в новом законе дополнительные риски, например, в процедуре получения справок об отсутствии судимости.
«На получение нужно много времени, из-за этого водители по несколько недель не могут выйти на линию и теряют доход в такое кризисное время, как следствие растет социальная напряженность, — говорит председатель Московского Профсоюза Такси «ДОБРО» Николай Кодолов. — С одной стороны, нужно кратно ускорить выдачу справок и разрешений, с другой — самим таксистам надо как можно раньше их запрашивать. Бывает, например, такое, что сведения в справках неверные, приходится тратить время на оспаривание, процесс затягивается, это плюс еще несколько недель без заработка для водителя. Другая проблема — не все водители понимают, по каким конкретно статьям запретят таксовать, хотя речь только про непогашенную судимость и только за тяжелые преступления.
В итоге некоторые просто боятся идти за справками».
Наконец, агрегаторов прописали в законе как «службы заказа легкового такси». Вводится субсидиарная ответственность агрегаторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира в случае ДТП. Субсидиарная ответственность предполагает, что есть основной ответчик, но если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне — агрегатору. На сегодняшний день все крупные службы заказа легкового такси уже предлагают механизмы добровольного страхования водителей и пассажиров во время поездки.
Новый закон закрепляет эту практику и делает обязательной.
Открытые вопросы
Остается ряд требований, реализация которых в отрасли вызывает сложности. В частности, по новому закону из-за отсутствия специализированного ОСАГО текущее разрешение может быть приостановлено или аннулировано. Однако, по мнению экспертов, стоимость полисов ОСАГО в отрасли высокая, в некоторых регионах она доходит до 140 тысяч рублей.
«Ввиду недоступности полисов раньше водители предпочитали просто платить штрафы за их отсутствие, — рассказывает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. — Теперь правила ужесточаются, но проблема все еще не решена. Стоимость полисов продолжает расти, водители продолжают сталкиваться с отказами страховых продавать полисы, отказы все так же нигде не фиксируются. Принятый в июле закон о «коротких» ОСАГО должен сделать полисы доступнее для водителей и облегчить процесс их оформления, но поправки в закон об ОСАГО вступят в силу не раньше первой половины следующего года.
До этого момента для большинства водителей закон о такси будет оставаться трудновыполнимым в части полисов. Если не решить каким-то образом вопрос доступности ОСАГО для такси со страховщиками, то нас ждет отток водителей в серую зону».
Другой глобальный вопрос связан с региональными реестрами перевозчиков, автомобилей и агрегаторов, в которых информация должна обновляться в ежедневном режиме и передаваться во ФГИС «Такси». По словам Антона Данилова-Данильяна, эта мера поможет лучше понимать объемы и динамику развития рынка. Тем не менее ранее целый ряд региональных властей высказывали озабоченность в связи со сжатыми сроками на введение таких реестров.
Основная трудность в том, что действующие реестры такси достаточно разрозненны, в разных субъектах существуют разные формы таких реестров.
«В ряде регионов реестры такси представляют собой чуть ли не допотопные амбарные книги, — говорит Антон Шапарин. — Привести их в рабочий цифровой вид и настроить интеграцию со ФГИС до 1 сентября ожидаемо успевают не все, это изначально было задачей практически невыполнимой в такие сроки».
По оценкам экспертов, на создание и тестирование такой системы реестров по всем регионам нужен как минимум год.
Также есть пункты нового закона, реализация которых остается на уровне регионов. На свое усмотрение регионы могут вводить аттестацию для водителей на знание города. Местным властям также дано право устанавливать около вокзалов и аэропортов специальные зоны, на которых только водителям такси разрешено будет предлагать свои услуги.
Кроме того, региональные власти могут определить цветовую гамму автомобилей такси — на федеральном уровне установлено лишь требование иметь на машине «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и фонарь оранжевого цвета на крыше».
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, летние месяцы показали, что в регионах, которые не стали вводить обязательные требования к цвету автомобилей, количество выданных разрешений резко возросло. Напротив, там, где допустимый цвет был установлен, число разрешений упало драматически, то есть в этих регионах с сентября водителей на линии может быть значительно меньше возможного из-за этого избыточного ограничения.
Мягкий переходный период
Эксперты считают, что сейчас важно создать все условия, чтобы участники рынка могли спокойно адаптироваться к новым правилам.
«Такси — социально значимая отрасль, от нее зависят более 1,5 миллиона человек, и сами водители, и их семьи, — отмечает Антон Шапарин. — Поэтому любые изменения должны происходить плавно и в диалоге с участниками рынка, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда водители останутся без дохода, пассажиры — без привычного для них транспорта, а на дорогах будет коллапс».
Эксперт уверен, что на переходном этапе нельзя «кошмарить» отрасль, усердствовать с рейдами и проверками и с первого же дня выгонять из такси водителей, которые еще не успели получить разрешения по новым правилам.
«Эффективность регулирования будет зависеть от того, насколько качественно пройдет период адаптации отрасли — ей необходимо оказать поддержку, помочь с уточнением требований на уровне регионов, дать время на интеграцию данных в реестры и ускорить оформление необходимых для легальной работы документов, — считает Антон Данилов-Данильян. — Мы будем следить за правоприменительной практикой и готовы выступать связующим звеном между государством и отраслью, чтобы все процедуры и практики контроля были прозрачными и выполнимыми».
Последствия неуплаты за поездку на такси: что грозит невозвращаемая задолженность
Отказался оплатить такси и ушел? Это может показаться простейшим решением проблемы. Однако за этим поступком последуют неприятные последствия.
В первую очередь, вас могут обвинить в мошенничестве и вынести приговор по делу. При этом штрафы и годы ограничения свободы станут неприятным сюрпризом.
Кроме того, вас могут добавить в чёрный список заказчиков, и другие водители могут отказаться вам предоставлять услуги. И это предельно разумно, ведь в результате таких действий жертвуется их прибыль, что нисколько несправедливо.
Кроме того, следует помнить о том, что любое преступление, даже на первый взгляд мелкое, имеет последствия. Для того, чтобы не попадать в неприятные ситуации, стоит соблюдать законы и не забывать о хороших манерах.
Как вычислять водителей без лицензии
Согласно закону, с 1 сентября должны полноценно заработать 3 реестра: перевозчиков, такси и служб заказа. Ожидается, что в базах будет исчерпывающая информация обо всех легальных участниках рынка. На этапе передачи заказа агрегатор должен свериться с реестром. Так как процесс будет происходить автоматически, ситуации, когда заказ «случайно» передается таксисту без разрешения, – исключены.
На бумаге все логично и понятно, но до сентября осталось не так много времени, а во многих регионах еще не созданы реестры. До конца июля Минтранс пообещал запустить информационную систему «Такси». Планировалось, что к базе подключатся регионы, только успеют ли субъекты протестировать алгоритм, и будет ли он полноценно работать с 1 сентября?!
P.S. Вот и пришло то «светлое» время, когда проще стать депутатом, чем пройти все проверки в сфере такси. Только мало верится, что что-то действительно изменится… Агрегатор не в состоянии проверить, кто фактически выполняет его заказ, а у представителей ГИБДД нет возможностей, да и полномочий следить, по чьему заказу едет такси.
Сроки и условия получения лицензии такси на личный автомобиль
1. Соответствие требованиям транспортного законодательства:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль необходимо соблюдение всех требований, установленных транспортным законодательством. Владелец автомобиля должен иметь водительское удостоверение категории «В» или выше, а также соответствовать возрастным ограничениям, определенным в законе.
2. Оплата государственной пошлины:
Рассмотрение заявки на получение лицензии такси на личный автомобиль является услугой, подлежащей оплате государственной пошлины. Размер пошлины может быть установлен в соответствии с законодательством о такси и может зависеть от региона или других факторов.
3. Прохождение специального обучения:
Владелец автомобиля, желающий получить лицензию такси на личный автомобиль, должен пройти специальное обучение. Обучение может включать в себя изучение правил и норм дорожного движения, особенностей работы таксиста, клиентоориентированности и технических навыков, связанных с предоставлением такси услуг.
4. Предоставление необходимых документов:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль владелец должен предоставить следующие документы: копию водительского удостоверения, технический паспорт на автомобиль, страховку гражданской ответственности, а также документы, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям безопасности и экологическим стандартам.
5. Заявка и решение комиссии:
После соблюдения всех условий и предоставления необходимых документов, владелец автомобиля может подать заявку на получение лицензии такси на личный автомобиль. Заявка будет рассмотрена специальной комиссией, которая принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе.