Срок подачи спд в банк в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок подачи спд в банк в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лишь единицы среди предпринимателей профессионально разбираются в бухгалтерии. А валютные платежи – это вообще отдельная тема даже для бухгалтеров. Участок очень сложный, тем более сейчас к нему повышенное внимание со стороны контролирующих органов.
Что должен учитывать предприниматель
Чтобы предпринимателю свести к минимуму риски при совершении валютных операций, можно воспользоваться этими рекомендациями:
- Иметь в штате или привлекать внешних сильных специалистов, так называемых валютных казначеев.
- Следить за тем, чтобы все валютные контракты вовремя ставились на учет в банке. В этом помогут таблицы Excel или специальное ПО.
- Помнить о том, что с иностранными контрагентами следует сохранять всю переписку. Она поможет избежать штрафа или свести его к минимуму по валютным контрактам, если будет доказано, что предприниматель не бездействовал и требовал провести оплату вовремя.
- Не стесняться и обращаться к менеджеру своего банка по вопросам, связанным с валютными операциями. Банки оказывают сопровождение подобных сделок.
Срок представления паспорта сделки в банк ПС
Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы — графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;
15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях — дата составления подтверждающего документа.
Справка о подтверждающих документах представляет собой законодательно утвержденную форму, позволяющую осуществлять надзор за валютно-финансовыми операциями резидентов РФ. Введенные меры административного воздействия существуют для того, чтобы участники внешнеэкономической деятельности соблюдали установленные требования.
В большинстве случаев валютный контроль касается юридических лиц, так как многие из них активно пользуются денежными средствами других стран. Однако в современных реалиях часто обычные люди открывают иностранные банковские счета. При совершении незаконных операций с валютой в таких случаях можно столкнуться с серьезными проблемами.
Уважаемые клиенты!
Изменения в валютном регулировании и валютном контроле
С 5 июня 2012 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), которые были внесены Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ . Прежде всего, речь идет об изменениях, касающиеся репатриации резидентами иностранной валюты, валюты РФ и паспорта сделки (ПС).
В соответствии с новой редакцией части статьи 19 Закона № 173-ФЗ , резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
2. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Такая информация должна отражаться уполномоченными банками в Ведомости банковского контроля по Паспорту сделки. Порядок представления информации и последующего ее отражения банками в ведомостях банковского контроля должен был установить ЦБ РФ.
Изменение было введено с целью пресечения одной из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Напомним, что в соответствии с международными правовыми нормами срок исполнения договора во внешнеторговых контрактах может определяться как указанием на фиксированную дату, так и наступлением определенного события. Например, «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров » (далее — Конвенция), заключенная в Вене 11.04.1980 позволяет участникам внешнеторгового оборота определять срок исполнения договора различными способами. В статье 33 Конвенции указано, что товары по договору должны быть поставлены либо в срок, указанный в договоре, либо в течение определенного периода времени, либо в разумный срок после заключения договора. Кроме того, согласно статьям 47 и 63 Конвенции как продавец, так и покупатель вправе в одностороннем порядке установить для другой стороны договора дополнительный срок для исполнения обязательств, если обязательства не исполнены в срок.
Суть схемы вывода валюты за рубеж была проста: заключается внешнеторговый контракт с авансовой формой расчетов, в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами, т. е. конкретная дата исполнения обязательств не определена. Эта схема обеспечивала безвозвратный вывод денежных средств. При этом у агентов валютного контроля не было оснований для фиксирования нарушения статьи 19 Закона № 173-ФЗ , в которой ранее было указано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа при невыполнении нерезидентом своих обязательств. Поскольку рассматриваемые сроки отсутствовали, у резидента не было обязанности обеспечить возврат денежных средств. Изменение призвано устранить «бессрочные» внешнеторговые контракты и обязывает резидентов указывать максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре.
При выявлении нарушений уполномоченные банки (как агенты валютного контроля) обязаны передавать ведомости банковского контроля органу валютного контроля — ЦБ РФ. Последний уже имеет право применять санкции к нарушителям валютного законодательства.
Впрочем, у нововведений была еще одна цель — упрощение документооборота. Представление указанной информации освобождало резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо его условия, указанные в паспорте. В подобных случаях инструктивными материалами было предписано делать переоформление паспорта сделки.
Инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка). Она не распространяется на валютные операции по счетам, открытым в ЦБР, на случаи частичной передачи резидентом своих прав по кредитному договору, по которому оформлен ПС, путем уступки требования другому лицу, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций.
В новой инструкции особо оговаривается, что под ее действие кроме прочих подпадают физические лица, занимающиеся частной практикой, и не подпадают нерезиденты — физические лица.
Инструкция также определяет порядок хранения уполномоченным банком данных по операциям, проведенным резидентами и нерезидентами (глава 4), регламентирует осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации (глава 10, 18, 19).
Рассмотрим нововведения детальнее.
Сокращенные сроки подачи обусловлены усовершенствованной системой обработки
В 2024 году срок подачи СПД (сводного пакета документов) в банк значительно сократится благодаря внедрению усовершенствованной системы обработки.
Предыдущий процесс требовал от заемщика отправки бумажных документов по почте и их ручной обработки сотрудниками банка. Теперь же всю подготовку СПД можно выполнить онлайн, используя электронные копии необходимых документов.
Использование электронных документов позволяет банку автоматически проверить их на соответствие требованиям и произвести их обработку значительно быстрее. Это значит, что заемщики получат ответ о возможности выдачи кредита или иные решения в кратчайшие сроки.
Благодаря усовершенствованной системе обработки, которая регулярно обновляется и совершенствуется, заявка клиента может быть передана на рассмотрение в течение нескольких дней. Это существенно упрощает процесс получения финансирования и позволяет клиентам более оперативно планировать свои действия и принимать важные решения.
Внесены дополнительные документы, необходимые для подачи СПД
В 2024 году вступают в силу новые правила и сроки подачи СПД (сведений о платежных документах) в банк. Для уточнения информации и обеспечения более точной отчетности, внесены дополнительные документы, которые теперь необходимо предоставить вместе с СПД.
Одним из новых требований стало предоставление сканированных копий платежных поручений для каждого платежа. Таким образом, банк получит возможность проверить соответствие между сведениями в СПД и информацией из платежных поручений.
Кроме того, в новый перечень документов включены копии договоров с контрагентами (если они имеются), а также акты выполненных работ или оказанных услуг (для предоставления информации о фактически выполненных операциях).
Для удобства передачи этих документов в банк вводятся новые сроки: теперь они должны быть предоставлены не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты подачи СПД. Такое изменение позволит банкам проводить более тщательную проверку предоставленных документов и значительно снизить возможность возникновения ошибок и расхождений в отчетности.
Обратите внимание, что данные требования и новые сроки подачи СПД касаются как физических лиц, так и юридических лиц. Поэтому, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, обязательно учитывайте эти изменения в своей бухгалтерии и своевременно предоставляйте все необходимые документы в банк.
Где взять бланк справки?
Для оформления СПД существует специальная форма 0406010, разработанная ЦБ РФ — органом, уполномоченным осуществлять валютный контроль. Но поскольку паспорт сделки открывается в определенном банковском отделении, бланк справки о подтверждающих документах для валютного контроля логично запрашивать там же.
Типовая форма 0406010 приведена в Приложении №5 к Инструкции ЦБ от 04.06.2012 N 138-И, ее можно взять для заполнения, если обслуживающий банк не предъявляет особенных требований к оформлению документа. Как правило, шаблоны справок в разных банках, хоть и незначительно, но отличаются, например, «шапкой», в которой содержатся наименование и реквизиты конкретной кредитной организации.
Документ, оформленный на «чужом» бланке, могут и не принять: заранее узнайте, можно ли скачать «правильный» шаблон на официальном сайте финансового учреждения или заполнить форму СПД в интернет-банке для юрлиц. Все операции по одному валютному договору нужно осуществлять только в том отделении, где было получено разрешение на сделку: именно там проводилась паспортизация, там же находится досье, и через это же подразделение оформляются валютные транзакции.
Порядок заполнения подробно описывается в инструкции от Центробанка под номером 138.
- Есть большая вероятность, что «шапку» заполнять не придётся, если справку взяли прямо в банке. Достаточно вписать номер подразделения вместе с наименованием самой организации согласно типовым инструкциям. Разрешается применять сокращения, принятые в деловой сфере.
- С международным форматом пишут дату, когда справка заполнялась. Исключения – ситуации, когда в самом банке просят сделать что-то по-другому.
- Название организации вносится в графу «наименование резидента». Для некоммерческих организаций допустимы только полные названия, без сокращений. Индивидуальные предприниматели пишут свои ФИО, использование сокращений недопустимо. Наличие паспортных данных вместе с номером свидетельства о регистрации – обязательное требование.
- Номер паспорта сделки описывается в графе с соответствующим названием. При совершении беспаспортных сделок графа остаётся пустой.
- Далее идёт графа с «Подтверждающими документами» . Здесь понадобятся номер бумаги, дата международного формата стандартного вида. Если дат несколько, надо указать ту, что проставлена последней.
- В столбце, посвящённом специальному коду, обозначают разновидность документов. Здесь допустимо применение не только цифр, но и нижнего подчёркивания.
- Два раза указывается сумма, на которую заключена сделка. Сначала она выражается в валюте согласно подтверждающему документу. Потом идёт валюта договора. Используются специальные валютные коды – это цифровое обозначение, взятое из справочника с соответствующей информацией.
- Дальше идёт «Признак Поставки». Здесь пишут направление, в котором прошла оплата. И способ выполнения финансовых обязательств. Возможно несколько вариантов: получение авансового платежа от нерезидента, совершение оплаты им по факту, внесение предоплаты.
- «Ожидаемый срок». Такая дата рассчитывается по условиям, в которых выполнялся тот или иной контракт. Главное, чтобы время было не раньше, чем указано в непосредственном договоре. В противном случае перевод оказывается с просрочкой.
- В графе примечания пишут о том, как именно был определён срок. Обязательно приведение ссылки на документ, послуживший основанием.
- «Код страны» – поле с цифровым кодом, указывающим на конкретное государство. Для его указания знакомятся со справочниками, только потом заполняют.
- Подписи главного бухгалтера и руководителя подтверждают достоверность предоставленных данных.
Сроки предоставления справки о подтверждающих документах
Срок |
Операция | Документ |
Не боле 15 банковских дней месяца, следующего за оформлением ТД | Экспорт (импорт) ТМЦ | Таможенная декларация (далее ТД) |
Не позднее 15 банк. дней по окончании месяца оформления платежных документов (далее ПД) | Ввоз (вывоз) ТМЦ без оформления ТД | Любой документ, подтверждающий факт вывоза (ввоза) ТМЦ |
Оказание услуг, выполнение работ | Акт выполненных работ, счет-фактура, инвойс | |
Иное окончание (изменение обязательств) |
Документы, подтверждающие факт исполнения обязательств |
|
В день закрытия ПС или до 15 рабоч. дн. По факту исполнения нерезидентом своих обязанностей | Уступка требования от резидента к нерезиденту |
Договор, документ, подтверждающий факт исполнения обязанностей нерезидентом |
15 рабоч. дн. По факту наступления изменений | Корректировка СПД |
Документы, которые подтверждают наличие изменений |
В день принятия заявления о закрытии ПС | Уступка требований от резидента к резиденту | |
При отсутствии оснований или ошибочном оформлении ПС |
Документ, подтверждающий отсутствие оснований оформления ПС |
|
При закрытии ПС по иным основаниям |
Документы, подтверждающие наличие таких оснований |
Банк проверяет СПД в течение 3 рабочих дней после представления.
Справка о подтверждающих документах: 3 примеры составления
Пример №1.
ООО «Витал» оказывает услуги иностранному клиенту.01. 04.2016 г. Был выставлен акт выполненных работ на сумму 3 463,8 евро. Согласно контракту нерезидент оплатит всю сумму не позднее 31.05.2016 г. Табличную часть СПД нужно заполнить так:
№ | Подтверждающий документ | Код вида
подтверждающего документа |
Сумма поподтверждающему документу | Признак поставки | Ожидаемый срок | Код
страны грузоотпра- вителя (грузопо- лучателя) |
||||
в единицах валюты документа | в единицах валюты контракта
(кредитного договора) |
|||||||||
№ | дата | кодвалюты | сумма | кодвалюты | сумма | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 359 | 01.04.2016 | 04 – 3 | 978 | 3 463,8 | 2 | 31.05.2016 |
Порядок оформления паспорта сделки
В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:
-
Два экземпляра паспорта сделки;
-
Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
-
Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;
-
Иные документы.
Законодательством на банки возложены функции по осуществлению валютного контроля. В рамках своих полномочий они проводят проверку документов по всем контрактам, попадающим под условия, озвученные в законе «О валютном регулировании». Банк подтверждает легальность документов, следит за тем, чтобы сумма контракта соответствовала величине транзакций. В случае товарных операций банк дополнительно запрашивает информацию у таможенной службы, чтобы удостовериться, что сумма контракта соответствует количеству (и качеству) товара, перевезенного через государственную границу.
При оформлении сделок, связанных с внешнеторговыми отношениями, банковские учреждения отслеживают своевременность платежей по обязательствам, предусмотренных в договорах, а также исполнение условий, оговоренных в нем. В случае нарушений пунктов договора (например, отказа от поставки оплаченных товаров), банк отслеживает возвращение средств, перечисленных нерезидентам. За нарушение сроков репатриации средств законом предусмотрены штрафные санкции.
Если сделкой оговаривается выдача кредита или займа, банк отслеживает валютные транзакции (проверяет на соответствие условиям сделки), контролирует возврат средств на р/с резидентов.
Паспорт сделки не оформляется при осуществлении валютных операций, осуществляемых по контракту или кредитному договору, заключенному:
- между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
- между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
- между нерезидентом и Банком России, Правительством РФ, а также специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим все виды валютных операций;
- между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США;
- между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос №1. В каком виде СПД предоставляется в банк?
Ответ. СПД предоставляется на бумажном носителе в 1 экземпляре именно в то отделение банка, которое осуществляет валютный контроль и где оформлен ПС.Все бланки должны быть заверены печатью и подписью уполномоченного представителя клиента.
Основная масса банков сегодня подключена к онлайн банкингу и данную справку принимают в электронном виде, заверенную электронно-цифровой подписью. При этом нет необходимости заверять документы перед сканированием.
Вопрос #2.
Может ли банк заполнить СПД самостоятельно?
Ответ Да. Банк имеет право заполнения бланка СПД по заявлению клиента.Данная услуга должна быть предусмотрена договором банковского счета.
Ответ. К дате 01.07.2016 необходимо прибавить примерное количество дней, необходимых на оформление всей документации согласно деловому документообороту. При этом такая дата не должна превышать даты исполнения обязательств, указанных в контракте.
Вопрос #4. Нужно ли оформлять СПД на суммы комиссий банков, если их оплата ложится на плечи резидента согласно контракту?
Ответ. Да. В случае поступления на расчетный счет клиента денежных средств за минусом комиссий банков– корреспондентов при условии указания данных расходов в международном соглашении, то такой способ считается отличным от платежа. На данные суммы необходимо составить СПД. При этом подтверждающим документом может выступать СВИФТ (межбанковское сообщение), в котором указаны суммы комиссий. При заполнении СПДв поле «Примечание» необходимо прописать, что в соответствии с п. таким-то контракта, сумма комиссий оплачивается за счет российской стороны.
Однако, если комиссия взимается с резидента, а контрактом она не предусмотрена, это будет считаться нарушением валютного законодательства.
Вопрос #5. Если международные операции совершает филиал, как заполнить поле «Наименование резидента»?
Ответ. В поле «Наименование резидента» указывается название филиала. Например, «Филиал «Олимпийский» ООО «ИнертГарант».При этом допускается использование международных сокращений.
Вопрос #6. ООО «Меркурий» осуществило в Белоруссию поставку ТМЦ. В качестве подтверждающего документа к СПД была приложена накладная по форме ТОРГ-12, за подписью продавца. Однако банк отказал в принятии пакета бумаг. Правомерны ли его действия?
Ответ. Да. Согласно п. 9.1 Инструкции 138-И резидент имеет право предоставить коммерческие документы в качестве подтверждения факта поставки, в том числе и первичку, к которой относится и ТОРГ-12.
Согласно п.6 ч.2 ст.9 закона N 402-ФЗ обязательным к заполнению реквизитом является поле «Подписи сторон». Поэтому отсутствие подписей уполномоченных лиц одной из сторон договора, документ считается недействительным.
Вопрос #7. Может ли в качестве подтверждающего документа выступать инвойс иностранного продавца?
Ответ. Нет.Согласно ст. 506 ГК РФ продавец обязан передать вместе с товаром сопроводительную документацию. Инвойс – это счет на предоплату, который не является доказательством и не отражает факт поставки товара. Такого же мнения придерживаются и суды (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.2010 г. По делу N А-53-9818/2009 ).
Практически каждый, кто связан с валютным контролем, сталкивается со специальной формой справки о подтверждающих документах. Лучше заранее узнать, что собой представляет этот документ. Ведь и сами подобные операции с каждым годом становятся всё более востребованными.
Роль подтверждающего документа играют любые документы, свидетельствующие о том, что контракт или договор по кредиту выполнены, либо прекращены. Ещё такие документы могут сообщать о том, что определённые изменения коснулись обязательств, описанных в контракте.
Значение валютного контроля в экономике страны
Валютный контроль играет важную роль в экономике страны. Он обеспечивает стабильность и защиту национальной валюты, а также помогает предотвратить потерю денежной массы и контролировать внешнеторговые операции.
Один из главных аспектов валютного контроля — это регулирование курса национальной валюты. С помощью специальных механизмов и инструментов государство может влиять на курс своей валюты относительно иностранных валют. Это позволяет сохранять конкурентоспособность экономики и защищать интересы своих производителей и экспортеров.
Кроме того, валютный контроль обеспечивает финансовую безопасность страны. Государство может вводить ограничения на операции с иностранной валютой для предотвращения потери денежной массы и сохранения своих резервов. Это позволяет бороться с финансовыми кризисами и поддерживать макроэкономическую стабильность.
Валютный контроль также является важным инструментом для борьбы с незаконной деятельностью, такой как отмывание денег и финансирование терроризма. Государство может вводить различные меры и ограничения для предотвращения этих негативных явлений и сохранения безопасности финансовой системы страны.
В целом, валютный контроль является неотъемлемой частью экономической политики государства. Он позволяет поддерживать стабильность и развитие национальной валюты, обеспечивать финансовую безопасность страны и бороться с незаконными финансовыми операциями. Поэтому установление и соблюдение валютного контроля является важной задачей для государства и его экономики.