Законные требования для остановки ТС 2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законные требования для остановки ТС 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2024 году вступят в силу новые законодательные требования, касающиеся остановки транспортных средств на дорогах. Эти требования были разработаны с целью обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения контроля со стороны государственных органов.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

Обязательные документы при остановке ТС

Когда водитель ТС останавливается по требованию правоохранительных органов или других уполномоченных лиц, ему необходимо предъявить определенные документы. Это связано с обеспечением соблюдения законодательства и установленных правил дорожного движения.

Важным обязательным документом при остановке ТС является водительское удостоверение. Оно является основным документом, подтверждающим право водить транспортное средство на дорогах. Водитель должен предоставить полицейскому или иному уполномоченному лицу оригинал этого документа.

Кроме водительского удостоверения, при остановке ТС также может потребоваться предъявление документа о государственной регистрации автомобиля – технического паспорта транспортного средства. В таком случае, владелец ТС должен предоставить оригинал или копию данного документа для проверки его законности. Если автомобиль не зарегистрирован, это может привести к административным или уголовным санкциям.

При остановке ТС также может потребоваться предъявление страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). ОСАГО является обязательным видом страхования на территории РФ, и его наличие обязательно при участии в дорожном движении. В случае отсутствия страхового полиса или его недействительности, водитель может быть штрафован или лишен права управления ТС.

Остановка транспортного средства

90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .

Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2024 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2024 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2024 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2024 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2024 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2024 года, регистрационный N 46064).

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Читайте также:  Как оформить завещание на дом и земельный участок на детей

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) .

Провалилась, не успев начаться: петербуржцы страдают от долгого ожидания транспорта после старта реформы

Аналогичные трудности возникли и при старте «мусорной реформы» в начале января текущего года. О ее провале неоднократно писали журналисты городских и федеральных изданий. Здесь, помимо иных проблем, также наблюдалась острая нехватка водителей мусоровозов, внесшая свой вклад в провал реформы.

«Молчать не надо, нужно все свои заявки хотя бы перевозчикам отправлять, отправлять губернатору, чтобы он видел, что трудности есть. Я думаю, что если это будет делать каждый, не 10 человек, а многие недовольные будут озвучивать трудности, то реакция последует намного быстрее», — сказала собеседница редакции.

Дефицит рабочей силы возник в Петербурге, в том числе, по причине низкого уровня оплаты труда, писало издание «Деловой Петербург». Специалисты отмечают, что обычно в городских компаниях размер заработной платы ниже среднерыночного, поэтому потенциальные работники предпочитают трудиться на частные организации.

В процессе подготовки к запуску транспортной реформы также не обошлось без очевидных просчетов. Так, жители Коломяг в домах по Суздальскому шоссе лишились возможности пользоваться коммерческими маршрутами. Взамен им предоставили лишь один альтернативный городской автобус №219 до метро «Удельная».

«Я считаю, что город подготовлен плохо, потому что уже сейчас видно, как редко ходит транспорт. Отмена маршруток повлечет за собой огромные сложности. Во-первых, людям будет сложно перестроиться, нужно будет изучать маршруты, некоторый транспорт будет намного дольше идти, чем маршрутки. Я думаю, что возмущения много будет среди населения, особенно среди бабушек и дедушек, которые не умеют пользоваться приложением «Яндекс.Карты», чтобы посмотреть маршруты. Я думаю, что они в первую очередь столкнутся с этой проблемой», — отметила Дмитриева.

Несоблюдение правил дорожного движения

Примеры нарушений правил дорожного движения:

  • Превышение скорости. Превышение установленной скорости является одним из наиболее распространенных и опасных правонарушений на дорогах. Это создает опасность для всех участников движения и увеличивает риск возникновения аварий.
  • Неправильный обгон. Неправильный обгон — это нарушение правил, при котором водитель пытается обогнать другое транспортное средство на запрещенном участке дороги или в непредусмотренных условиях. Это может привести к столкновению с другими участниками движения и создать аварийную ситуацию.
  • Пересечение двойной сплошной линии разметки. Пересечение двойной сплошной линии разметки является нарушением правил и может считаться опасным маневром, так как создает опасность для встречного движения и увеличивает риск аварийного происшествия.

Соблюдение правил дорожного движения является обязанностью каждого водителя и пешехода. Ответственное и осознанное поведение на дороге помогает поддерживать безопасность, снижать количество аварий и смягчить их последствия в случае их возникновения.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

Серьезная мотивация! Что делать, если инспектор остановил без причины

Особенно странной и непонятной оказывается ситуация, когда «инспектор остановил без причины и ищет до чего докопаться». Но, как показывает практика, на самом деле это не всегда бывает именно так. Конечно, встречаются и откровенные вымогатели среди сотрудников ГИБДД, но все же большинство из них предпочитают действовать согласно должностной инструкции.

Читайте также:  Со скольки лет продают пиво в Беларуси в 2024 году

Он обязан представиться, сообщив при этом собственное имя, фамилию, звание, а по первому вашему требованию предъявить должностное удостоверение для подтверждения правомочности своих действий. Если у вас вдруг возникнут малейшие подозрения относительно личности сотрудника ГИБДД, сразу же смело звоните в службу доверия инспекции.

Внимание! Если сотрудник ДПС говорит, что вы нарушили вами ПДД, обязательно попросите его детально объяснить, какие именно статьи это были и запишите их номера и названия. На протяжении десятидневного периода после составления протокола имеется возможность обжаловать его.

Что делать если вас остановил инспектор ДПС? Для начала не следует волноваться, думать, что же вы могли нарушить. Сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно подойти к вам, покидать автомобиль не требуется, если, конечно, не будут выявлены некоторые серьезные правонарушения, например, состояние алкогольного/наркотического опьянения.

  • наличие сведений о нарушении ПДД водителем автотранспортного средства. Причем в данный момент вы можете ничего и не нарушать, информация может поступить по радиосвязи от другого сотрудника ГИБДД либо факт нарушения может быть зафиксирован камерой видеорегистратора;
  • наличие информации о причастности водителя, пассажиров транспортного средства, перевозимого груза, самого автомобиля к уголовному, административному правонарушению, дорожно-транспортному происшествию либо о вероятном использовании транспорта в противоправных целях;
  • явные признаки, сигнализирующие о неисправности автомобиля;
  • случаи, когда автомобиль похож на ТС, находящееся в розыске;
  • инспектор может остановить без причины, касающейся остановленного участника дорожного движения, при необходимости опроса лиц, находящихся в салоне автомобиля, об обстоятельствах произошедшего правонарушения, ДТП, вероятными свидетелями которого они могут быть;
  • при необходимости привлечения к сотрудничеству с представителями полиции, в качестве свидетелей, понятых для составления протоколов либо при совершении ДТП;
  • в случае проведения массовых спецопераций, отработок и других оперативных мероприятий для проверки документов, дающих право управлять транспортом этой категории. В любых других ситуациях проверка документов не является основанием для остановки автомобильного транспортного средства;
  • при выполнении решений, принятых государственными органами, об ограничении/запрете движения, временном либо постоянном;
  • в случае выявления признаков ненадежного закрепления транспортируемого автомобилем груза, что может повлечь за собой помехи другим участникам дорожного движения;
  • при нарушении регламента установки/использования специальных звукосветовых приборов.

Причины вынужденной остановки

Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:

  • Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
  • Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
  • Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
  • Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).

Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.

Кому предоставлено такое право?

Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.

Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.

Административный регламент ГИБДД

Главные причины для остановки транспорта сотрудниками ГИБДД обозначаются в приказе № 664 от 23.08.17 года. Кроме того, здесь четко прописываются требования к поведению инспекторов дорожной полиции при общении с водителем.

Пункт 84 Административного регламента определяет следующий список оснований для остановки авто уполномоченным сотрудником ГАИ:

  • нарушение водителем ПДД;
  • привлечение авто для помощи пострадавшим в ДТП, использование транспорта при экстренной ситуации;
  • ориентировка на разыскиваемое транспортное средство;
  • намерение опросить людей, находящихся внутри транспортного средства, как свидетелей правонарушения;
  • привлечение водителя в качестве понятого;
  • проведение мероприятий по освобождению дороги для проезда техники специального назначения;
  • временный запрет на передвижение транспортных средств;
  • обеспечение безопасности водителя и пассажиров при стихийных бедствиях;
  • официальный рейд по предупреждению ДТП.
Читайте также:  Что нужно сдавать в ПФР при увольнении сотрудника в 2024 году

Перечисленные законодательные нормы не определяют конкретное время суток, когда сотрудники ГИБДД должны выполнять свои обязанности.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2024 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу.

Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора «Я здесь закон» и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе «О полиции».

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Важное решение Верховного суда РФ

Одним из наиболее ярких и весомых попыток осознания некорректности взаимоотношений пунктов 84.13 и 106 Административного регламента был иск одного из водителей в суд о признании противоречащими данных пунктов друг другу. Так, вероятно, водитель предполагал (прямо об этом в решение Верховного суда не указано), что право остановки автомобиля не может коррелировать с правом проверки документов. Если быть точнее, то на момент остановки машины инспектор ещё может не иметь оснований для проверки документов (например, есть ориентировки на пассажиров, но пока полицейский не остановит машину, он не разглядит в салоне авто – особенно, тонированного – похожих людей на тех, что указаны в этой ориентировке).

Речь идёт об оспаривании законности пункта 84.13 регламента. И дело дошло до Верховного суда России. Который, впрочем, не усмотрел никаких противоречий ни с пунктом 106 этого же нормативного акта, ни с Конституцией, указав буквально нижеследующее.

Довод административного истца о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.

А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?

Чаще всего ничего – мы снова о практике. Так как суды чаще встают в этом вопросе на сторону полиции, полагая, вероятно, что водитель из принципа отказался предоставить документы и поехать дальше.

Если говорить о формальностях, то последствий для инспектора может быть три.

  • Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права передвижения гражданина по статье 12.35 КоАП РФ.
  • Уголовные наказания за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
  • А также дисциплинарные меры от начальства, включая устное замечание, выговор и вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД со службы.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *