Плюсы и «минусы процесса приватизации в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и «минусы процесса приватизации в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы решили приватизировать квартиру, нужно обратиться либо в МФЦ, либо в администрацию города (установленный алгоритм действий может отличаться в разных регионах). Вас могут направить в комитет управления городским имуществом или в департамент имущественных отношений, но начать в любом случае лучше с МФЦ, где сотрудники сориентируют и помогут разобраться в особенностях процедуры в отдельном регионе.

Порядок и условия приватизации

В каждом конкретном случае список необходимых документов может отличаться, но обычно в заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • ФИО претендента на приватизацию;
  • адрес жилья, которое подлежит приватизации;
  • сведения о местах жительства претендента, где он зарегистрирован на момент подачи заявления;
  • наличие или отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг;
  • причина приватизации жилья;
  • другие документы — в зависимости от конкретной ситуации.

Какие документы нужны для приватизации квартиры

В законе не прописан определенный перечень документов для приватизации жилого помещения. В каждом регионе России местные власти устанавливают свой перечень документов. Для уточнения полного списка документов необходимо обратиться в МФЦ или в жилищный отдел местного муниципалитета.

Как правило, для приватизации квартиры потребуется собрать следующий минимальный пакет документов:

  1. заявление на приватизацию (можно скачать на «Госуслугах» или получить в МФЦ),

  2. паспорт заявителя, а также паспорта всех членов его семьи и людей, зарегистрированных в квартире по договору социального найма (либо копии паспортов, заверенных у нотариуса),

  3. для детей младше 14 лет необходимо предоставить свидетельства о рождении, а также документы, подтверждающие наличие у них гражданства РФ (можно запросить в территориальном миграционном центре),

  4. договор социального найма (если договор утерян, его можно восстановить через архив МФЦ либо запросить копию у органов власти, с которым заключался договор социального найма),

  5. ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (можно запросить копию в МФЦ),

  6. выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 г. (можно запросить копию в МФЦ),

  7. технический паспорт жилого помещения (можно запросить в БТИ),

  8. выписка из лицевого счета или справка о составе семьи (можно запросить у управляющей компаний, ТСЖ и др. или в МФЦ),

  9. письменное согласие на приватизацию или письменный отказ от приватизации занимаемой квартиры от каждого члена семьи, зарегистрированных в ней по договору социального найма (их нужно заверить у нотариуса),

  10. документ уполномоченного органа, который подтверждает, что право на участие в приватизации по прежнему месту жительства не использовалось (за период с 21.07.91 г. по 31.01.98 г. документ можно запросить в БТИ или жилищном отделе местной администрации, а за периоды после 31.01.98 г. документ можно запросить онлайн на сайте Росреестра или в МФЦ),

  11. дополнительные документы для определенных категорий граждан: недееспособных, детей без попечения родителей, военнослужащих и пр. Например:

    1. нотариальная доверенность в случае, если заявление подает представитель,

    2. решение органов опеки и попечительства, если приватизацией занимается опекун несовершеннолетнего.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Если ребенок проживает отдельно от кого-то из родителей, он сохраняет право пользоваться приватизируемой квартирой.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру — написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию — по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение — если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Приватизация: 30 лет спустя

Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…

Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Читайте также:  Как оформить землю под домом в собственность в деревне

Законодательством Российской Федерации установлены чёткие требования к гражданам, которым предоставлено право получить муниципальную жилплощадь. Поэтому положительное решение принимается только при условии, что заявитель относится к группе льготников. Каждая поданная заявка тщательно проверяется на соответствие всем критериям, таким как:

  • есть ли у гражданина какая-либо недвижимая собственность для проживания – преимущество для тех, у кого нет никакого жилья;
  • в каких условиях проживает заявитель на момент обращения – преимущества тем, кто живёт в аварийном помещении;
  • проживает ли с заявителем кто-либо, имеющий опасное хроническое заболевание – если да, полагается отселение;
  • сколько жилой площади приходится на одного проживающего человека в квартире или доме заявителя – если менее десяти метров квадратных, это также повлияет на положительное решение.

Другими словами, органы социальной защиты и государство при рассмотрении отдаёт предпочтение именно малообеспеченным гражданам. Получение статуса малообеспеченного в каждом регионе России происходит по разным требованиям и зависит от среднего уровня дохода в регионе. При расчёте ежемесячного дохода семьи будут учитываться доходы каждого её члена, независимо от того, проживают ли все они в одной квартире или частном доме.

Для военнослужащих, например, существует правило о том, что претендовать на муниципальное жилье они могут лишь после двадцати лет службы или по истечению десяти лет для льготников.

Преимущества приватизации

1. Бесспорное преимущество приватизированной квартиры состоит в том, что помещение становится собственностью граждан, которые поставили свои подписи под договором приватизации. Хозяева могут по собственному усмотрению распоряжаться жилплощадью: сдавать ее, дарить, продавать, завещать, а также брать кредиты под залог недвижимости.

2. Стать собственником быстро и дешево. Для покупки потребовалось бы значительно больше финансовых вложений.

3. Продать квартиру гораздо быстрее, нежели неприватизированную.

4. Собственник жилья имеет возможность по своему желанию прописывать или выписывать из квартиры других людей.

5. Обеспечить себе уход в старости. Пожилые люди, имеющие в собственности приватизированную квартиру, могут сделать ее вкладом при заключении договора ренты или для переселения в хороший социальный приют с комфортными условиями и квалифицированным персоналом, обеспечивающим уход.

6. Свободная перепланировка. Приватизированное жилье собственник может подвергать перепланировке по своему усмотрению (предварительно согласовав свои действия с государственными органами).

7. Нельзя выселить, не оплатив расходы. Выселить собственника из приватизированной квартиры, не оплатив ему расходы и не предоставив альтернативное жилье, никто не имеет права. Даже если собственник серьезно задолжал по коммунальным платежам. Если дом, где находится приватизированная квартира, подлежит сносу, то собственника, опять же, на улицу никто не выгонит. Ему либо предоставят равноценное (или лучшее) жилье, либо выплатят компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Статистика показывает, что свыше 85% всего жилья в России – уже приватизировано и используется. Остальная часть квартир все еще числится в государственном и муниципальном фонде. Вероятно, некоторые люди до сих пор сомневаются в решении приватизировать жилье.

Полезные советы от юристов сайта:

  1. Если нанимателем жилья выступает одинокий пенсионер, у которого нет родственников или он не хочет завещать им свое имущество – надобности в приватизации нет. Иначе придется оплачивать коммунальные расходы по высокой ставке + уплачивать ежегодный налог на недвижимость.
  2. Если семья проживает в аварийном или ветхом доме, нужно дождаться постановления администрации о расселении жильцов. Скорее всего вам предоставят новую, более комфортную жилплощадь. Вот ее то и можно приватизировать – основанием выступит все тот же договор соц найма.
  3. Если вы хотите приватизировать служебную квартиру, придется перевести жилье на баланс муниципалитета. Разумеется, для этого нужно получить согласие ведомства или организации. Если они разрешат такой перевод, жилье отойдет муниципалитету, а вы сможете оформить его в обычном порядке.
  4. Если вы проживаете в муниципальной квартире, но хотите улучшить жилищные условия, можно приватизировать жилплощадь с целью его продажи. Или попытаться продать неприватизированное жилье (см. «Продажа неприватизированной квартиры»).

Подведем итоги:

  • Приватизированное жилье — это квартиры, выведенные из муниципального фонда в пользу граждан.
  • Неприватизированное жилье — находится на балансе государства, а люди пользуются жильем без права собственности.
  • Основной плюс приватизированного жилья — оно принадлежит человеку. Такую квартиру можно легко продать, подарить, завещать… Но есть и минусы — расходы ложатся на плечи собственника.
  • Преимущество муниципальной квартиры — отсутствие больших расходов по капремонту и налогам. Жильцы оплачивают лишь коммуналку.
  • Если хотите приватизировать жилье — учитывайте плюсы и минусы.

Правовая основа приватизации муниципального жилья

Приватизация жилья регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности законом «О приватизации жилищного фонда» № 1541-1 от 4.07.1991 года. Перевод объекта в частную собственность – это добровольная процедура. Граждане, являющиеся ответственными нанимателями, самостоятельно ее реализуют, и все сопутствующие расходы берут на себя. Приватизация является бесплатной, однако за регистрацию права собственности в Росреестре и нотариальную заверку документации придется заплатить.

Прежде чем приступить к процедуре, необходимо выяснить, имеется ли возможность получить в собственность конкретный объект. Согласно законодательству приватизации не подлежат:

  • квартиры, расположенные на территории военных городков;
  • особо ценные объекты, такие как квартиры-музеи, постройки и земельные участки в пределах территории парков, заповедников, заказников;
  • служебные жилища;
  • квартиры, расположенные в домах, которые находятся в аварийном состоянии, ветхие постройки;
  • комнаты в общежитиях.

Также запрещено передавать в частную собственность недвижимость, которая расположена в пределах территории, пострадавшей в результате техногенной катастрофы.

Документы для приватизации

Перечень документов в федеральном законодательстве не установлен. Каждый регион самостоятельно утверждает этот список.

Например, в Москве действует свой административный регламент, по которому надо предоставить следующие документы:

Для отдельных категорий — например, военнослужащих, недееспособных, детей без попечения родителей или из специализированных учреждений — потребуются дополнительные документы. Например, нотариальная доверенность, если заявление и документы подает представитель, или решение органа опеки, попечительства и патронажа, если документы подает опекун несовершеннолетнего. Перечень других документов, которые могут потребоваться, содержится в административном регламенте.

Где получить документы на приватизацию. Заявление можно заполнить по месту подачи — в МФЦ.

Решения органов опеки и попечительства, решения и приговоры суда, справка об освобождении, документ, подтверждающий отбывание наказания, выписка из личного дела военнослужащего выдаются в соответствующих органах — опеки и попечительства, суде, исправительном учреждении или архиве военной части.

Договор социального найма на квартиру, ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти должны быть на руках у социального нанимателя. Если утеряны, надо обратиться в архив через МФЦ.

Документ о гражданстве РФ — в многофункциональном миграционном центре.

Выписку из домовой книги или аналогичный документ и выписку из лицевого счета — в ТСЖ (УК, ЖСК и пр.) или в МФЦ.

Документ, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, — в органе местного самоуправления или организации технической инвентаризации — БТИ.

Лучше заранее взять в МФЦ перечень документов, которые требуются в вашем регионе, и сразу уточнить конечную дату их действия. Так можно сориентироваться, какие документы получить первыми, а какие непосредственно перед подачей заявления, чтобы не пришлось один и тот же документ запрашивать несколько раз.

Читайте также:  Фиксированные сроки для 4-ФСС в 2024 году

Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты

Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.

Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.

Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.

Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответствовать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его предполагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году. В условиях безудержной инфляции времен ваучерной приватизации. Это фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи высокодоходных активов (ликероводочных производств и т.п.). Все это стало возможным под прикрытием президентских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.

В России отсутствовала ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации. Так, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к приватизации» предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод, «Мурманский морской торговый порт», и многие другие. Отсутствовал общественный, независимый от власти контроль за проведением приватизации и ее результатами.

Рассмотрим минусы приватизации

Изучив сведения риэлтерских агентств, можно сделать выводы что несознательных граждан, которые все еще не позаботились о том, чтобы жилье перешло в их законную собственность становиться меньше. Но не все из них знают, что приватизация квартир имеет и некоторые отрицательные моменты. Например, приватизация коммунальных квартир и комнат в общежитиях, предоставленных когда-то государством их нынешним проживающим гражданам, в некоторых случаях оказалась неоправданной. По оценкам риэлтеров, сделки составляют примерно 20% рынка, то есть купля-продажа коммунальных квартир не пользуется особым спросом и получить от такой сделки какую-то прибыль после ее приватизации и последующей продажи – дело довольно сомнительное. Никто не гарантирует, что коммуналку приобретут. К тому же по законодательству граждане проживающие в таких коммуналках имеют права на улучшение жилплощади.

Так же есть категория граждан, которые в приватизации никак не заинтересованы – это малоимущие одинокие люди, новый жилищный кодекс предполагает, что вскоре собственникам жилья придется платить налог исходя из реальной стоимости квартиры и без учета льгот, оплачивать подорожавшие коммунальные услуги и капитальный ремонт.

Исковое заявление о приватизации должно быть подано в письменной форме. Совершенно не принципиально, каким именно способом изготовлено исковое заявление: текст можно написать собственноручно, можно напечатать на принтере.

Необходимо указать наименование истца, его место жительства или местонахождение, адрес, телефон по которому всегда можно дозвониться, все то же необходимо, знать об ответчике. Обосновать обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В исковом заявлении необходимо кратко и четко изложить, в чем состоит суть дела, в чем заключается нарушение Ваших прав, с обязательной ссылкой на конкретные нормы права и добытые Вами доказательства, а так же изложить требование (о чем Вы просите суд вынести решение).

Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.

Для более полной картины системы, а также для разработки методов и принципов управления и отслеживания процессов в этой системе необходимо разделить ее на подсистемы:

  • Транснациональные сделки, предполагающие взаимодействие с иностранными контрагентами;
  • Федеральное правительство занимается процессами на макроэкономическом уровне внутри государства;
  • Взаимоотношения между различными областями устанавливаются на региональном уровне;
  • Внутрирегиональный анализ экономики внутри единицы.

Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, наиболее важные данные о ее состоянии генерируются на макроэкономическом уровне. Как правило, их сравнивают с аналогичными показателями других стран для выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.

Теоретическая основа экономики преследует следующие цели:

  • Установление отношений и возникновение повторяющихся событий на основе экономических законов;
  • Определение скорости и объема воспроизведения;
  • Изучение структурного типа национальной экономики и сравнение ее с мировым и международным опытом;
  • Разработка необходимых мер и действий для улучшения общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
  • Реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
  • Изучение социально-экономических процессов, их сравнение с предыдущими периодами;
  • Выявление факторов и степени их влияния на систему;
  • Проведение анализа и оценка текущего состояния экономики.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Замечание 2

Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.

Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.

«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.

«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.

Замечание 3

Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.

В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.

Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Замечание 4

Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.

Читайте также:  Какие звания в росгвардии воинские или специальные

Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.

Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.

Замечание 5

В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.

Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.

Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов, чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.

Две «Волги» за ваучер

Первый этап приватизации, получивший название ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.

Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым он мог распорядиться по своему выбору: обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) или просто продать ваучер.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать. Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге каждый сможет получить по две «Волги», так и не сбылись.

Приватизация в Москве

Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана еще до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от нее в России. [См.: А.Канина. Москва — единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]

Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на нее приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем — в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого — обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.

В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]

Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: «Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]

Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во — первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]

Тем не менее попытки серьезного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость ее в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.

Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]

Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и ее географическим положением.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *