Отказ в приватизации земельного участка в береговой полосе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приватизации земельного участка в береговой полосе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативная база идет по пути упрощения бюрократических процессов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Водного кодекса из обязательных процедур была исключена обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление участков для строительства в водоохранных зонах.
Однако земли в водоохранной зоне (если они не находятся на территориях общего пользования — пляжи, набережные) ограничены в обороте, и приватизация возможна только с разрешения местных органов по управлению муниципальным имуществом. Также разрешение уполномоченных органов требуется на строительство в водоохранной зоне новых объектов недвижимости и реконструкцию уже введенных в эксплуатацию строений.
Изложенное позволяет прийти к следующим выводам:
1) пруд является разновидностью водных объектов. Пруды и обводненные карьеры могут принадлежать гражданам и юридическим лицам при условии их изолированности (обособленности) от других поверхностных водных объектов. Такие водные объекты принадлежат на праве собственности собственнику земельного участка, на котором он расположен, и следуют судьбе такого земельного участка.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения. Распоряжение таким водным объектом ничтожно;
2) береговая полоса водных объектов (бечевник), находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначена для общего пользования, что исключает нахождение ее в гражданском обороте;
3) нахождение земельного участка частично либо полностью в пределах водоохранной зоны не ограничивает оборотоспособности таких земельных участков, в том числе не входит в перечень оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в частной собственности;
4) Законом о введении в действие Водного кодекса не отменены и в связи с его принятием не утратили силу ранее принятые решения по установлению зон санитарной охраны водных объектов.
Доступ к береговой полосе. Ограничения.
Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе). А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).
Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок. В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.
Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка?
У многих людей возникают вопросы о порядке действий в случае получения отказа в приватизации земельного участка . Данная статья создана с целью помочь данным людям разобраться в этой, на первый взгляд, непростой теме.
Что может послужить причиной для того, чтобы получить отказ в приватизации участка?
Отечественные законы предусматривают исчерпывающий перечень оснований, позволяющих отказать лицам, которые хотят приватизировать земельный участок:
Также могут подойти некоторые дополнительные основания:
- Данный участок уже приватизирован;
- Отсутствие у участка установленных границ;
- Нарушение требований приватизации;
- Отсутствие необходимых документов;
- Нарушение регламента приватизации.
Основания для отказа, которые можно оспорить
Довольно часто вы можете столкнуться с отказами в приватизации участка , которые не содержат письменно оформленных оснований. Такие случаи обычно подкрепляются следующими мотивировками:
- Недостаток документов. Зачастую замалчивается, что в некоторых случаях подача запросов на предоставление отдельных документов входит в обязанности чиновников.
- Ошибка, совершённая муниципалитетом при обработке отчётных сведений. Зачастую они хотят скинуть данную оплошность на заявителя.
- Расположение на земле незаконных строений. Тут значительную роль играет их капитальность, при её низком показателе оснований для отказа нет.
- Наличие налоговых долгов перед коммунальными службами. В принципе не может быть причиной отказать вам.
Как поступать при получении отказа на приватизацию?
В данной ситуации существует только два законных способа оспаривание отказа – досудебный и судебный порядок. Давайте далее рассмотрим каждый из них.
Отказ в приватизации арендованной земли
Бывают случаи, когда уполномоченный орган отказывает в приватизации. Для этого есть основания, указанные в законодательстве:
- земли относятся к списку запрещенных для приватизации;
- территория зарезервирована муниципальными и федеральными органами для собственных нужд;
- нарушение арендатором условий пользования землей.
Любой отказ в приватизации арендованной земли должен быть обоснованным и подлежит обжалованию. Можно решить вопрос в досудебном порядке в местной администрации или в судебном порядке.
В первом варианте заявление рассматривается в течение 15 дней, и заявителю направляется письменный ответ, который также может быть обжалован уже в судебном порядке.
Порядок действий при отказе в приватизации:
- получить отказ в письменном виде;
- собрать дополнительный пакет документов (список зависит от ситуации);
- подать иск;
- оплатить госпошлину;
- дождаться решения суда в течение 2 – 3 месяцев.
Как показывает практика, большинство заявлений подлежит удовлетворению.
Для начала нужно определить, кто имеет право на бесплатную передачу объекта недвижимости в собственность от государства. Приватизация возможна при соблюдении следующих условий:
- Заявитель – гражданин РФ, ранее не использовавший право на безвозмездное приобретение в собственность объектов той же категории.
- Земельный участок принят объединением дачников и садоводов до 25 октября 2001 года.
- Объект приватизации не изъят из оборота и на него не наложено какое-либо обременение или ограничение.
Основанием владения дачным (садовым) участком в садоводческом товариществе будет один из документов:
- решение собрания СНТ;
- выписка, заверенная председателем правления;
- договор передачи объекта в бессрочную (безвозмездную) аренду;
- справка местных органов власти.
Что такое водные объекты общего пользования?
Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.
Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
- водотоки: реки, ручьи, каналы;
- водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
- болота;
- родники, гейзеры;
- ледники, снежники.
Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.
И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.
Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.
Участок земли в береговой полосе: возможна ли приватизация
Береговой полосой принято считать границы земли вдоль линии водных объектов общего пользования. В России эта полоса имеет ширину 20 метров от края воды вглубь материка. В соответствии с ч.
8 ст. 27 ЗК РФ № 136 от 25 октября 2001 г. в редакции от 19.07.2011, приватизация земельных объектов, расположенных в пределах береговой зоны, запрещена.
При этом закон позволяет взять такой участок в аренду, заключив соответствующий договор с представителями муниципальных властей. Но в данном случае арендатору придется выполнять ряд требований:
- не препятствовать доступу населения к водному объекту;
- обеспечить надлежащие условия эксплуатации территории;
- не допускать загрязнений берега и прилегающих вод и т. д.
Кроме того, следует понимать, что в таких зонах существуют определенные ограничения, касающиеся ведения хозяйства. Однако для желающих жить у воды, выход все-таки есть и заключается он в возможности приватизации участка, расположенного на прилегающих к береговой полосе территориях. Например, если ширина береговой зоны составляет 20 метров (ее приватизировать нельзя), то никто не запрещает приобрести земельный надел за границей этой полосы – на расстоянии 30 и более метров от линии берега.
В этом случае для собственника, помимо обязательств по выполнению определенных положений законодательства, остро станет вопрос, как снизить налог на землю и в какие инстанции необходимо для этого обращаться. Митсан Консалтинг – это компания, специализирующаяся на предоставлении квалифицированной консультативной помощи по вопросам оптимизации налоговой нагрузки. В организации работают настоящие профессионалы своего дела – опытные юристы, экономисты, эксперты и аналитики.
Они дадут ответы на все актуальные вопросы, касающиеся налогообложения и помогут сократить расходы при уплате имущественных взносов.
Суды признали спорный договор ничтожной сделкой
В мае 2011 г. администрация муниципального образования «Город-курорт Геленджик» предоставила в аренду на 49 лет ЗАО «Санаторий «Жемчужина моря»» участок на прибрежной морской полосе для размещения пляжа. По условиям договора, арендная плата рассчитывалась на основании соответствующих правил и постановления администрации муниципалитета от 20 мая 2011 г.
№ 1126 и составляла 155 тыс. руб. в год.
Впоследствии арендатор обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципалитета, в котором просил взыскать с ответчика излишне уплаченную арендную плату в размере свыше 872 тыс. руб. и пени на сумму порядка 1400 руб.
Истец также просил суд считать достоверной и подлежащей применению для целей определения годовой арендной платы по договору аренды рыночную стоимость земельного участка в размере 5,7 млн руб.
В обоснование исковых требований общество сослалось на то, что кадастровая стоимость спорного участка с февраля 2011 г. составляла 1 руб., поэтому при заключении договора аренды стороны определили ставку арендной платы в размере 1,5% его рыночной стоимости. Согласно результатам независимой оценки, рыночная стоимость участка, предоставленного для размещения пляжа, составила 5,7 млн руб., что существенно меньше величины, на основании которой рассчитывалась арендная плата по спорному договору.
В связи с этим истец счел, что у ответчика возникло неосновательное обогащение в виде излишне внесенной арендной платы.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что истец пропустил срок исковой давности еще в 2015 г. Как пояснил суд, арендная плата за публичный земельный участок является регулируемой, а общество не заявляло в суд требование об установлении рыночной стоимости участка в ином размере, чем указано в договоре аренды. В свою очередь, рыночная стоимость, определенная на основании отчета об оценке, подготовленного по заказу арендодателя, не признана недостоверной в установленном порядке.
Более того, отметил суд, береговая полоса внутреннего моря не может быть предметом договора аренды, поэтому спорный договор является недействительной сделкой, а внесение изменений в ничтожный договор путем установления нового размера арендной платы законом не предусмотрено.
В дальнейшем апелляция приняла отказ общества от иска в части требований об установлении достоверной стоимости и применении для целей определения годовой арендной платы рыночной стоимости земельного участка в размере 5,7 млн руб., а также взыскании с ответчика переплаты по договору в размере 769 тыс. руб. Таким образом, суд отменил решение нижестоящего суда в этой части, остальная часть была оставлена без изменения.
Впоследствии суд округа направил дело на новое рассмотрение в апелляцию, отметив, что нижестоящие суды, определяя размер платы за пользование участком и, соответственно, размер излишне внесенной истцом арендной платы, не исследовали вопрос о необходимости применения нормативной цены земли, которая не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения.
При новом рассмотрении апелляция изменила решение первой инстанции и взыскала с муниципалитета 57 тыс. руб. в качестве неосновательного обогащения.
Суд счел, что недействительность договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не означает автоматического прекращения ранее возникшего права арендатора. Поскольку договор аренды является ничтожной сделкой, не породившей юридических последствий для сторон, основания для применения при расчете арендной платы ставки 1,5% кадастровой стоимости участка отсутствуют. Спорный участок предоставлялся и фактически использовался арендатором в рекреационных целях (для обустройства пляжа), поэтому плата за его использование рассчитывается по ставке 0,8 % кадастровой стоимости, определенной в постановлении муниципалитета.
Апелляционный суд добавил, что, поскольку кадастровая стоимость участка составляла 1 руб., это фактически свидетельствовало об ее отсутствии. Следовательно, при расчете арендной платы применяется нормативная цена земли. В силу же отсутствия последней необходимо применять нормативную цену, которая не должна превышать 75% рыночной цены участка, что составляет 7,7 млн руб.
При этом истцом пропущен срок исковой давности в части требования о взыскании неосновательного обогащения за период с 1 февраля 2012 г. до 30 мая 2015 г.
В дальнейшем суд кассационной инстанции изменил постановление апелляции и взыскал с ответчика в пользу арендатора 603 тыс. руб. неосновательного обогащения.
В остальной части судебный акт был оставлен без изменения. Таким образом, кассация сочла, что апелляция неправильно определила размер неосновательного обогащения, поскольку истец в спорный период обязан был вносить плату за пользование участком в виде земельного налога.
Основания для отказа в приватизации участка
Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).
- Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
- ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
- Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
- ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
- На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
- ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
- Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
- На участке возведена незаконная постройка.
Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:
- гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
- участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
- не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
- отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
- не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).
Правовая сторона оспаривания красных линий:
Это достаточно распространенная ситуация, когда под соусом установления красных линий администрации пытаются обойти процедуру изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Поставить красную линию и не давать участки в собственность явно проще, чем предоставить, а потом тратить бюджет на обратный выкуп.
Однако, вопреки распространённому заблуждению, красные линии оспорить возможно. Да, это не простые споры, но при определенных обстоятельствах вполне перспективные. Главное накидать побольше судебной практики, чтобы судье было сложнее отвертеться.
Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.02.2016 № 242-О, разъяснил, что
порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Если простыми словами, то красные линии нельзя устанавливать как хочется администрации, а при их проектировании в обязательном порядке должна приниматься во внимание сложившаяся жилая застройки. Нельзя просто взять и отнести земельный участок, на котором расположен жилой дом и который используется для его эксплуатации, к землям общего пользования.
То же самое и с объектами коммерческого назначения.
Во-вторых, я нашел свежее Определение от 22.01.2020 г. по делу № 2а-289/2019 Девятого кассационного суда общей юрисдикции, к юрисдикции которого относится Приморский край, в котором было рассмотрено похожее дело:
В случае, если размещение улицы только планируется в месте нахождения земельных участков с кадастровыми номерами № и № в будущем, как планируется в будущем и изъятие данных земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в силу прямого указания Инструкции РДС 30-201-98 планируемые красные линии должны были отображаться в проекте планировки Краснофлотского и Кировского районов города Хабаровска чёрным цветом с указанием сопровождающих надписей, тогда как из представленных в материалы дела документов следует, что они указаны как действующие красные линии (то есть красным цветом). Здесь же необходимо отметить, что правовые последствия отнесения земельного участка к территории общего пользования отличны от правовых последствий планируемого изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В-третьих, жилой дом доверителя был введен в эксплуатацию в 1949 г. и тогда же сформировано землепользование под ним. Поэтому оснований для его отнесения к землям общего пользования не имелось никаких.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.26, подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ и Постановления Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98», красные линии утверждаются документацией по планировке территории.
Из этого мы понимаем, что оспаривать надо не сами красные линии, как таковые, а документацию, которой они утверждаются.
Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения
Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.
Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Какие бывают виды водоохранных зон
Прежде всего нужно учесть, что вблизи водных объектов могут быть установлены два вида зон с особыми условиями использования территорий:
- Водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии водоема. Там действует специальный режим для хозяйственной и иной деятельности. Он нужен для того, чтобы предотвратить истощение и загрязнение берега и воды, сохраняя при этом среду обитания местных растений и животных. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водоема.
- В пределах водоохранных зон существуют прибрежные защитные полосы — это территории с еще более строгими ограничениями. Эти земли особо привлекательны для желающих построить дом или отель у моря, но они имеют особые правила использования.
Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:
- проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
- распашка земель вблизи водных объектов;
- грунтовые отвалы;
- выпас/водопой/купание скота и т. д.
В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.
Противоправные действия | Штрафы (тыс. руб.) | Статья КоАП РФ | ||
граждан | долж. лиц | организаций | ||
Нарушение ограничений | 3-5 | 8-12 | 200-400 | ч. 1 ст. 8.42 |
Повреждение знаков | 3-5 | 5-10 | 50-100 | ч. 2 ст. 7.2 |
Отсутствие безопасных стоков | 3-4 | 30-40 | 500-1000 | ст. 8.45 |
Повреждение водоохранных объектов | 1-1,5 | 2-3 | 20-30 | ст. 7.7 |
Нарушение режима использования земель | 3-5 | 40-50 | 200-300 | ч 2 ст. 8.12 |
Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Отказ приватизации земельного участка в береговой полосе
1. Причины отказа
Отказ в приватизации земельного участка в береговой полосе может быть обусловлен несколькими причинами:
- Общественное благо: Земельные участки в береговой полосе часто являются общественным достоянием и имеют большую ценность для сохранения экологической среды и природных ресурсов.
- Охрана природы: Береговая полоса играет важную роль в сохранении и защите природных экосистем, поэтому приватизация таких участков может привести к негативным последствиям для окружающей среды.
- Безопасность: Приватизация земельного участка в береговой полосе может ограничить доступ к морю или водоему, что противоречит интересам безопасности и общедоступности этих природных ресурсов.
- Устойчивое развитие: Сохранение береговой полосы в общественной собственности способствует реализации принципов устойчивого развития, включая равный доступ к природным ресурсам и защиту экологического баланса.
2. Последствия отказа
Отказ приватизации земельного участка в береговой полосе может иметь следующие последствия:
- Сохранение природных ресурсов: Общественное владение земельными участками в береговой полосе позволяет сохранить экологическую ценность этих территорий и обеспечить их устойчивое использование для будущих поколений.
- Развитие туризма и рекреации: Наличие общедоступных участков в береговой полосе способствует развитию туристической и рекреационной инфраструктуры, что положительно сказывается на экономике и привлечении инвестиций.
- Поддержание экологического баланса: Открытый доступ к природным ресурсам в береговой полосе позволяет контролировать воздействие человека на окружающую среду и поддерживать ее экологический баланс.
- Общественный интерес: Сохранение береговой полосы в государственной собственности отражает интересы общества в целом и предотвращает концентрацию власти и ресурсов в руках отдельных частных лиц или компаний.
Экологическая значимость береговой полосы
Во-первых, береговая полоса служит природным барьером, предотвращающим затопление суши во время прилива и штормов. Она защищает прибрежные территории от эрозии и улучшает качество воды, задерживая некоторые загрязнения и осадки.
Во-вторых, береговая полоса является местом обитания и миграции многих видов растений и животных. Она предоставляет уникальные условия для развития биоразнообразия и поддержания экосистемных процессов. Многие водные птицы используют береговую полосу для гнездования и отдыха, а также как место перехода во время миграции.
Также береговая полоса играет важную роль в фильтрации пограничных вод между сушей и водоемом. Она удаляет загрязнители и питательные вещества из поверхностного стока, предотвращая тем самым загрязнение водоема.