Инвентаризация и учетная политика казенного учереждения в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация и учетная политика казенного учереждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетную политику запрашивают при проведении проверок контролирующие органы (например, проверяющие из ИФНС). Требование предъявить этот документ поступает также от ревизионных подразделений министерств и ведомств.
Инвентаризационная комиссия
Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).
Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2020 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.
По мнению автора, решение о наличии бухгалтера в составе инвентаризационной комиссии находится в компетенции учреждения, а письма Минфина носят рекомендательный и разъяснительный характер.
Проверка учетной политики, ошибки и штрафы
Анализ результатов проверок позволяет обобщить выявленные в учетных политиках подведомственных учреждений ошибки и письменно информировать руководителей для применения в работе. Каждому учреждению важно изучить указанные в таких письмах ошибки, выявить в своей учетной политике и устранить. Также, необходимо ознакомиться с ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (в ред. приказа Минфина России от 13.09.2023 № 144н)
Изучение списков нарушений из ведомственных информационных писем позволяет вовремя исправлять ошибки в учетной политике.
Наличие в учетной политике недостоверной и неактуальной информации признается нарушением, как и факт ее отсутствия в учреждении. За это штрафуют по ст. 15.11 КоАП РФ. Непредставление сотруднику ИФНС заверенной копии учетной политики при проведении камеральной (выездной) налоговой проверки грозит штрафом по ст. 15.6 НК РФ.
Как правильно утвердить учетную политику
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо утвердить учетную политику государственных (муниципальных) учреждений для целей бухгалтерского и налогового учета одним приказом. То есть объединить регламент для бухгалтерского и налогового учетов в одном распорядительном документе. Текст политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно закрепите формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что унифицированной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Составьте приказ в произвольном виде. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- номер и дату составления;
- законодательные нормативы, на основании чего было принято решение;
- суть распоряжения;
- дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу;
- ответственного за составление (главный бухгалтер, например);
- определите лицо, ответственное за контроль исполнения приказа.
Инвентаризация и учетная политика казенного учреждения в 2024 году
Год 2024 принесет ряд изменений в инвентаризацию и учетную политику казенных учреждений. Связано это как с изменениями в нормативно-правовой базе, так и с прогрессирующим развитием технологий и цифровизацией.
В 2024 году казенные учреждения столкнутся с необходимостью применения новых подходов к инвентаризации. В связи с тем, что учетное оборудование и программное обеспечение учреждений стареет, планируется полная замена инвентаризационной базы на современные системы. Это позволит существенно упростить процесс учета и сбора данных, а также обеспечить надежность и актуальность информации.
Основным требованием к учетной политике казенных учреждений в 2024 году будет ее цифровизация. Все учетные операции и документооборот будут осуществляться в электронном виде. Это позволит обеспечить прозрачность и открытость процессов, а также сократить время на выполнение учетных операций.
С целью более точного учета и контроля за материальными ценностями, в 2024 году планируется внедрение систем видеонаблюдения и электронного контроля доступа. Это поможет предотвратить возможные кражи и потери, а также обеспечит точную и своевременную информацию о движении материальных ценностей.
В целом, изменения в инвентаризации и учетной политике казенных учреждений в 2024 году направлены на повышение эффективности и надежности работы учреждений. Цифровизация и внедрение современных технологий позволят сократить время и упростить процессы учета, а также обеспечить более точный контроль за материальными ценностями. Все это способствует эффективному функционированию казенного учреждения и обеспечению его финансовой устойчивости.
Что нового в стандарте
- Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
- установлены общие требования к инвентаризации;
- уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
- актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
- обновлены требования к документированию инвентаризации;
- уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
- упорядочено признание результатов инвентаризации;
- описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.
Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.
Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.
При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.
Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.
Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.
Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.
Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении
Согласно Положению о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетном учреждении, утвержденному Приказом Минфина России от 21 ноября 2011 года № 149н, инвентаризация должна проводиться один раз в год. Конкретная дата проведения инвентаризации определяется руководством учреждения.
Перед проведением инвентаризации следует подготовиться, составив план проведения инвентаризации и ознакомив все подразделения с правилами и порядком ее проведения. План проведения инвентаризации должен быть утвержден руководителем учреждения и содержать информацию о сроках проведения процедуры.
Важно отметить, что наличие актуальной информации о состоянии имущества и его перемещениях в учреждении является залогом успешной инвентаризации. Поэтому, необходимо вести учет имущества и обновлять данные по его движению регулярно.
В случае выявления расхождений между реальным наличием имущества и данными бухгалтерского учета, необходимо принять меры по выяснению причин расхождений и приведению учета в соответствие с фактическими данными.
Таким образом, проведение инвентаризации в бюджетном учреждении является важным этапом контроля имущества и его сохранности. Следование установленным срокам и правилам проведения инвентаризации позволит учреждению более эффективно управлять своим имуществом и предотвратить возможные злоупотребления.
Выявлены неучтенные объекты ОС
Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.
В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.
Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.
Выявлена безнадежная кредиторская задолженность
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).
Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-03-06/1/80551, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).
Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).
На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:
- Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
- Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
- Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
- Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.
НДС, начисленный при получении аванса, в бухгалтерском учете следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91″Прочие расходы».
По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 24.05.2022 N 03-07-11/48045, от 07.09.2020 N 03-07-11/78402, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 14.06.2016 N Ф05-7744/2016 по делу N А41-48192/2015). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.
Существует мнение, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству. Но следует учитывать, что в письме Минфина РФ от 24.05.2022 N 03-07-11/48045 изложена позиция, что на основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признается вся списанная кредиторская задолженность. И иная позиция может вызвать споры с налоговыми органами.
- Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
- Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
- Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
- Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
110134310 |
140110180 |
50 000 |
Пример 2. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 60 000 руб. и суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 35 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно. Отражение в бюджетном учете операций по списанию недостачи производственного инвентаря приведено в табл. 2.
Значение годовой инвентаризации для казенных учреждений
Одной из основных целей годовой инвентаризации является предотвращение хищений и неправомерного использования имущества казенного учреждения. Путем проведения подробной проверки наличия и состояния каждого объекта инвентаря учреждение может выявить возможные пропажи и несанкционированные перемещения, а также установить ответственность за такие действия. Это способствует более эффективному использованию имущества и снижает риски его утраты или повреждения.
Кроме того, годовая инвентаризация позволяет обновить и уточнить учетную информацию о имуществе казенного учреждения. В процессе проведения инвентаризации осуществляется пересчет и обновление всех данных о предметах, их количестве, характеристиках и стоимости. Эти данные затем используются для актуализации учетных и отчетных документов, а также для формирования дальнейших плановых и бюджетных показателей.
В целом, годовая инвентаризация играет важную роль в обеспечении прозрачности и контроля за имуществом казенных учреждений. Она позволяет предотвратить недостатки и нарушения в учете имущества, обнаружить и устранить несоответствия между фактическими и учетными данными, а также сформировать актуальный и достоверный отчет о состоянии и использовании имущества. Все это способствует эффективному управлению и защите имущества государства.
Обучение сотрудников для успешной инвентаризации
Обучение персонала
Во-первых, для успешной инвентаризации необходимо обеспечить сотрудников необходимыми знаниями и навыками. На обучение должны быть выделены достаточно времени и ресурсов, чтобы персонал был готов к проведению инвентаризации. Обучение может включать в себя изучение правил и процедур инвентаризации, обучение работы с инвентаризационными программами и устройствами, а также проведение практических упражнений и тренировок.
Руководство и мониторинг
Во-вторых, важно обеспечить руководство и мониторинг во время проведения инвентаризации. Руководство должно быть доступным для сотрудников, чтобы они могли получить помощь и ответы на свои вопросы. Мониторинг позволяет контролировать прогресс инвентаризации и своевременно реагировать на возникающие проблемы. Регулярные совещания и отчеты могут быть полезными инструментами для обратной связи и улучшения процесса инвентаризации.
Обучение и подготовка сотрудников играют важную роль в успешной годовой инвентаризации в казенном учреждении. Это позволяет сотрудникам быть уверенными в своих действиях, повышает эффективность процесса и сокращает возможные ошибки и потери. Поэтому обучение должно быть уделено должное внимание и приоритет при планировании инвентаризации.
Состав и структура учетной политики
Учетная политика казенного учреждения на 2024 год представляет собой документ, в котором определяются принципы и правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. Данный документ имеет структуру, которая позволяет детально и систематически описать все аспекты финансового учета и отчетности в организации.
Состав учетной политики включает в себя следующие разделы:
- Введение: в данном разделе указывается полное название организации, дата принятия учетной политики, основные цели и задачи ведения бухгалтерского учета и отчетности.
- Основные принципы учетной политики: здесь определяются принципы, которыми руководствуется организация при ведении бухгалтерского учета, такие как принцип обязательности и непрерывности учета, принцип оценки активов и обязательств по их справедливой стоимости и др.
- Порядок и методика учета: в данной части установлены правила и порядок описания и учета различных категорий активов, обязательств, доходов и расходов, а также обоснование применяемых методов оценки.
- Отчетность: здесь определены формы и сроки предоставления финансовой отчетности, а также перечень учетных записей, составляющих основу ее формирования.
- Контроль и аудит: в данном разделе указываются принципы контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также проведение аудита и его основные особенности.