Какой штраф за езду по обочине
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду по обочине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проблема обочечников в России, на самом деле, гораздо глубже, сходятся во мнении эксперты. Одним увеличением штрафа здесь не поможешь. «Штрафа в размере 1500 рублей вполне достаточно, чтобы пресекать нарушения, это не минимальный штраф, просто никто этим не занимается», — говорит Максим Едрышов. Он добавляет, что санкции в размере даже 5-10 тысяч не остановят нарушителей.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Размеры штрафов за езду по обочине
Размер штрафа за езду по обочине установлен статьей 12.15 КоАП. В соответствии с Административным кодексом штраф за езду по обочине в 2024 году составляет:
Нарушение правил расположения транспортного средства | Размер штрафа |
---|---|
Езда по обочине по правой стороне | 1 500 рублей |
Езда по обочине по левой стороне | 5 000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение прав на срок до 1 года. |
Езда по тротуару или газону | 2 000 рублей |
Руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев придерживается той же точки зрения. Он добавляет, что вместо широкой обочины можно было бы организовать еще одну полосу, главное, не перед сужением дороги, иначе это усугубит ситуацию с пробками. Поэтому для начала надо решить хотя бы частично проблему заторов. Если взять за пример то же сужение дороги, где из двух полос делают одну, то знак надо ставить не за 300 метров, а хотя бы за километр, чтобы водители успели перестроиться. Для этого необходимо ограничить скорость, уменьшить дистанцию, и таким образом сохранить движение на дороге. В России же пробки часто возникают как раз из-за нехватки времени для перестроения. В итоге водители пытаются в последний момент «влезть» на оставшуюся полосу и создают помехи.
Ответственность за нарушение
Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:
- Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
- Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
- От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
- Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
- Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
- Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
- Принять меры для отвода транспортного средства. То есть нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Наезд транспортного средства на бордюр, не разрешенный правилами дорожного движения, является правонарушением. Типичные случаи для рассмотрения:.
- На автомагистралях. Согласно Кодексу дорожного движения, скоростные автомагистрали обозначаются стандартными знаками. Бордюры вдоль таких дорог отделены от сплошных линий. Вождение не только запрещено, запрещено даже отношение.
Для остановок вдоль автомагистрали создаются специальные зоны — «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, если состояние связано с повреждением транспортного средства, не позволяющим продолжить движение.
Езда по обочине дороги строго запрещена.
- ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД. На обычных дорогах, где нет ограничения скорости и нет специальной разметки, основания для остановки могут быть использованы — это не нарушение правил.
Однако управлять им запрещено правилами. Такие маневры опасны для пешеходов, велосипедистов и мопедов.
Обратите внимание, почему Правила дорожного движения очень категорично относятся к езде по обочине.
- Поскольку дорожное покрытие не является асфальтовым, образуется облако пыли, которое препятствует видимости для других участников дорожного движения.
- Это создает риск для людей, движущихся по обочине дороги и
- Объезжая препятствия на обочине и пытаясь сменить полосу движения, автомобили создают заторы, блокируют оставшееся движение и создают аварийную ситуацию.
Наказание за езду по обочине в 2024 году
Штрафы за езду по обочине регулируются статьей 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нормативный кодекс предусматривает два вида наказаний: штрафы и лишение водительских прав. Их применение зависит от нюансов ситуации.
Если движение осуществляется по правой стороне дороги, применяются санкции по части I статьи 12.15 КоАП РФ. На нарушителей налагается штраф в размере 1 500 рублей. Движение по левой стороне дороги — это то же самое, что движение по встречной полосе.
Правонарушение квалифицируется по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате на лицо налагается штраф в размере до 5 000 рублей или лишение лицензии на срок до шести месяцев.
Если лицо нарушает дорожный знак и едет по неправильной стороне дороги второй раз в течение года с момента окончания применения закона, правонарушение считается повторным (ст. 4. 6 КоАП РФ). . В результате вступает в силу пункт 5 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.5 Статья 12.15 КоАП РФ. Водитель лишается права управления транспортным средством на один год. Если правонарушение выявлено автоматически, штраф составляет 5 000 рублей.
Можно ли объезжать пробку по обочине?
В 2024 году использование обочины для объезда заторов строго запрещено, что карается в соответствии со статьей 12.15 ПДД РФ. Вождение по правой стороне дороги влечет за собой штраф до 1 500 рублей. При движении по левой стороне дороги энергия эквивалентна движению по полосе встречного движения.
В случае пересечения сплошной полосы движения граждане могут быть лишены водительских прав на срок до шести месяцев или оштрафованы на сумму до 5 000 рублей, если это зафиксировано на камеру. Повторные нарушения влекут за собой лишение лицензии сроком на один год.
Пробки на дорогах не считаются нарушением. Поэтому езда по обочине запрещена. Беспрепятственные граждане мешают движению автотранспорта, имеющего право проезда по данной территории, и представляют опасность для пешеходов.
Противоречия законодательства
КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.
Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:
- Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
- Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
- Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
- Составляется протокол на немаленькую сумму.
- Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!
Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.
Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.
Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.
Каков штраф за передвижение по правой обочине
Правила, касающиеся запрета езды по обочине, действуют и в том случае, если на дороге присутствует соответствующая разметка, и в тех местах, если такой разметки нет. На сегодняшний день установлена фиксированная сумма штрафа для водителей, которые нарушили запрет на езду по правой обочине. Наказание для нарушителя – 1500 рублей. Это прописано в первой части статьи 12.15 КоАП. Если же нужна остановка или стоянка, водитель не обязан оплачивать штраф, так как это законные действия. Чаще всего запрет на езду по обочине нарушают те водители, которые пытаются поскорее объехать длинную пробку или же останавливаются, чтобы дождаться освобождения автострады. В реальности не всегда остановка на обочине обходится без штрафа, так как доказать это в суде будет не всегда невозможно.
Штраф за движение (езду, опережение) по обочине
Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…
…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно «НО». Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения…
Так как все зависит от множества факторов, порой не «играющих нам на руку», то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза — благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или «поджимая» машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.
Как можно оспорить постановление о езде по обочине
В законе есть лазейки, знание которых поможет оспорить штраф. Статья 12.15 КоАП регламентирует о том, что езда машины по обочине запрещается, но стоять на ней приемлемо.
Большинство машин инспектора безопасности ДД останавливают в момент выезда либо заезда с дороги. Однако доказать ему, что это нужно для выезда с парковочного места или наоборот, бывает в большинстве случаев бесполезным. Тогда напрашивается вопрос: как припарковать автомобиль, если на обочину заезжать нельзя? Существует простой ответ – нужно настаивать на своей правоте. Обратитесь с просьбой к сотруднику автоинспекции, точнее изложить нарушение прав, а в дополнение поискать свидетелей, которые могли видеть ваше движение во время выезда.
Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?
Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.
Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:
- Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
- Мопеды.
- Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.
Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?
Нельзя сказать, что нахождение транспортных средств на обочине запрещено во всех случаях. В тех случаях, когда правила не запрещают стоянку или парковку, всегда можно остановиться и припарковаться на этом участке дороги.
После остановки и стоянки вы также можете без проблем съехать с бордюра. Ездить можно только по нему. Однако в некоторых местах водителям достаточно сложно некоторое время ехать по обочине.
Если по данному инциденту будет проведена проверка и водителю предъявят обвинение, он может попытаться убедить контролера, что автомобиль остановился после остановки или стоянки, но он не собирался ехать по дороге. Чтобы избежать подобной проблемы, включение обочины может также включить предупреждающую лампу о риске.
Примечание: Водители, свернувшие с дороги не на ту сторону, могут попытаться оправдать свои действия, сказав, что они объезжают препятствия — в этом случае вам может все сойти с рук.
Однако такие аргументы редко принимаются во внимание — ни перегруженность дорог, ни остановка транспортных средств из-за сложных транспортных условий не считаются препятствием для соблюдения Правил дорожного движения. Лишь в случае крупной аварии такие объяснения иногда выходят наружу.