Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля в России 2024 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля в России 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.
Общая масса транспортного средства — это масса автомобиля вместе с массой груза.
Допустимая масса транспортного средства — это максимально допустимая по законодательству величина общей массы автомобиля.
Общая масса чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Допустимая масса зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества уставленных на нем осей.
По своему составу грузовые автомобили подразделяются на 2 вида:
1) одиночные автомобили;
2) автопоезда (седельные и прицепные).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезд седельный — в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп.
Автопоезд прицепной — в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы).
Значения допустимой массы транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2024 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Для обеспечения безопасности на дорогах и предотвращения повреждений дорожного покрытия, в России действует регуляция относительно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля. Проверка соблюдения этой нормы осуществляется на специализированных весовых комплексах.
Процедура проверки включает следующие этапы:
Шаг | Описание |
1 | Водитель доводит грузовой автомобиль на площадку весового комплекса и выходит из кабины. |
2 | Сотрудник весового комплекса проверяет документы, подтверждающие массу грузового автомобиля и его осей. |
3 | Грузовой автомобиль сначала взвешивается в полной массе, то есть с грузом и пассажирами. |
4 | Затем, сотрудник весового комплекса указывает водителю, на какие оси необходимо накладывать дополнительные ограничения. |
5 | Водитель снимает груз с указанных осей до тех пор, пока допустимая нагрузка не будет соблюдена. |
6 | После снятия избыточной нагрузки, грузовой автомобиль проходит повторное взвешивание для проверки соблюдения допустимой нагрузки на оси. |
Если нарушение допустимой нагрузки обнаружено, водителю может быть выписан штраф, а также может быть запрещено дальнейшее движение до приведения грузового автомобиля в соответствие с нормативами.
Последствия нарушения
Нарушение допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля может иметь серьезные последствия как для самого автомобиля, так и для окружающих.
Последствия для автомобиля | Последствия для окружающих |
---|---|
1. Повреждение подвески и колесной системы автомобиля из-за перегрузки, что может привести к поломке и дорогостоящему ремонту. | 1. Увеличенный риск дорожно-транспортных происшествий из-за ухудшения управляемости и тормозных характеристик перегруженного автомобиля. |
2. Перегрузка может привести к износу и повреждению шин, ухудшению сцепления с дорогой и возникновению аварийных ситуаций. | 2. Повышенная опасность для пешеходов и других участников дорожного движения из-за возможности разрушения грузового автомобиля и разброса груза по дороге. |
3. Перегрузка также может привести к износу тормозных механизмов и их поломке, что создает опасность для водителя и пассажиров. | 3. Увеличение загрязнения дороги мусором и обломками груза из-за возможности их разлета в результате нарушения допустимой нагрузки. |
Использование автомобиля с превышенной нагрузкой также может быть противозаконным и влечь за собой штрафные санкции, лишение водительских прав или меры ответственности согласно действующему законодательству.
Наказание за перевозку крупногабаритных грузов
Перевозчики иногда нарушают не только разрешенные показатели нагрузки, но и возят грузы, выходящие за разрешенные габариты. На такие перевозки тоже нужно получать разрешения.
Штрафы начисляются в зависимости от того, на сколько груз выступает за габарит транспортного средства либо за габарит, указанный в специальном разрешении.
Превышение разрешенного габарита, см | Штрафная санкция для физических лиц, тыс. руб. | Штрафная санкция для должностных лиц. тыс. руб. | Штрафная санкция для юридических лиц, тыс. руб. |
---|---|---|---|
до 10 | от 1 до 1,5 | от 10 до 15 | от 100 до 150 |
от 10 до 20 | от 3 до 4 | от 25 до 30 | от 250 до 300 |
от 20 до 50 | от 5 до 10 | от 35 до 40 | от 350 до 400 |
Наказание для водителей грузовых авто
Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:
- 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
- 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
- 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
- свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.
Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.
Уточнение стандартов нагрузок
В 2024 году в России вступят в силу новые требования и ограничения для нагрузок на ось грузовых автомобилей. Эти изменения направлены на повышение безопасности дорожного движения и увеличение эффективности транспортных перевозок.
Одним из ключевых аспектов новых требований является уточнение стандартов нагрузок. Теперь грузовой автомобиль должен выдерживать определенные весовые ограничения на каждую ось. Это поможет предотвратить перегрузку и уменьшить износ дорожного покрытия.
Согласно новым требованиям, максимальная нагрузка на переднюю ось грузового автомобиля не должна превышать 7 тонн. Это позволит обеспечить устойчивость автомобиля и сохранить управляемость при движении по дорогам различных типов.
Для задней оси грузового автомобиля, в зависимости от количества колес, уточнены следующие ограничения:
- 2-осный грузовик — максимальная нагрузка на заднюю ось не должна превышать 11 тонн.
- 3-осный грузовик — максимальная нагрузка на заднюю ось не должна превышать 15 тонн.
- 4-осный грузовик — максимальная нагрузка на заднюю ось не должна превышать 19 тонн.
Введение этих новых требований и ограничений поможет снизить риск аварийных ситуаций, связанных с перегрузкой грузовых автомобилей, а также улучшит состояние дорог и повысит безопасность движения на дорогах России.
Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля
Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.
В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:
Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:
Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.
Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.
Весогабаритный контроль
- Для каждой нового автоматического пункта весогабаритного контроля (АПВГК), который появится на российских дорогах начиная с 1 января, будет вводиться обязательный тестовый период сроком в три месяца. В течение этого периода перевозчиков будут уведомлять о зафиксированных нарушениях, но штрафовать за них не будут.
- 100 тыс. рублей за превышение по общей массе/осевой нагрузке на 2-10%, по габаритам на 5-15 см.;
- 250 тыс. рублей за превышение по массе на 10-20%, по габаритам на 15-20 см.;
- 350 тыс. рублей за превышение по массе на 20-50%, по габаритам на 20-50 см.;
- 400 тыс. рублей за превышение по массе более чем на 50% и по габаритам более чем на 50 см.
В январе вступили в силу изменения в Федеральном законе, регламентирующем работу пунктов весогабаритного контроля. На сегодняшний день этот закон предусматривает всего два вида пунктов, на которых производится взвешивание и измерение транспортных средств: стационарные и передвижные. Поправки добавили к ним автоматические пункты контроля. Их вынесение в отдельную категорию облегчит законодательное регулирование работы АПВГК.
На каждом пункте автоматического весогабаритного контроля появятся информационные табло, на которых будет отображаться выявленный перегруз. Таким образом водитель транспортного средства сможет получить мгновенное уведомление о нарушении и предпринять необходимые меры для его устранения.
Для их реализации, однако, необходимо выбрать концессионера, который возьмёт на себя роль оператора федеральной сети весогабаритного контроля. Кандидаты на роль концессионера — компания-оператор системы «Платон» РТ-Инвест Транспортные Системы и провайдер цифровых услуг «Ростелеком». Кому из них достанется контракт, покажет время.
Какой допускается перегруз, в том числе на ось
Законодательство России разрешает перегруз машины на 2% от максимальной массы. Т.е. если полная масса составляет 35 т (прицеп с пятью осями), то допустимый перегруз – до 700 кг. То же правило действует в отношении развесовки по осям грузовика в России. Ограничение в 5 т на ось означает, что машину можно загрузить так, чтобы параметр был превышен на 100 кг, но не более.
Важно: Перегруз вреден не только для дороги, но и для машины. Колеса изнашиваются быстрее, чаще ломаются оси. Перегруженный КамАЗ с неравномерным распределением груза – одна из частых причин аварий на трассе.
Если правильное размещение груза в полуприцепе по осям невозможно, то необходимо разрешение на поездку и согласование маршрута. Документы оформляются в ГИБДД. Ограничения касаются только обычного грузового транспорта, а машины, принадлежащие армии, могут везти любое количество груза.
Штрафы за перегруз на ось
Штрафы за перегруз на ось устанавливаются в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Их размер зависит от степени превышения разрешенной массы, а также от типа транспортного средства и класса дороги. Штрафы могут быть как фиксированными, так и в процентах от превышения.
Например, за превышение разрешенной массы на оси на 1-5% предусмотрен штраф в размере 1 500-2 000 рублей для легковых и грузовых автомобилей, а для автобусов – 2 000-2 500 рублей. При превышении на 16-20% штрафы составят: для легковых и грузовых автомобилей – 6 000-8 000 рублей, для автобусов – 8 000-10 000 рублей. За превышение массы на 25% и более штрафы составят: для легковых и грузовых автомобилей – 20 000-25 000 рублей, а для автобусов – 25 000-30 000 рублей.
Кроме штрафов, перегруз на ось может привести к техническим проблемам и повреждениям дорожного покрытия. Поэтому водителям следует строго соблюдать нормы по весу при погрузке грузов и контролировать вес каждой оси.
Процент превышения | Легковые и грузовые автомобили (рубли) | Автобусы (рубли) |
---|---|---|
1-5% | 1 500-2 000 | 2 000-2 500 |
6-10% | 2 000-3 000 | 3 000-4 000 |
11-15% | 3 000-4 500 | 4 500-6 000 |
16-20% | 6 000-8 000 | 8 000-10 000 |
21-24% | 12 000-15 000 | 15 000-18 000 |
25% и более | 20 000-25 000 | 25 000-30 000 |
Нарушение требований по перегрузу на ось может привести к серьезным последствиям как для водителя, так и для груза и дорожного покрытия. Поэтому очень важно соблюдать нормы по грузоподъемности и не допускать перегрузов на каждую ось.
Экономические последствия неправильной погрузки
По законодательству РФ, перевозка грузов сверх допустимых норм приводит к штрафам, которые может наложить ГИБДД при проведении проверки. Штрафы могут составлять значительные суммы, особенно при нарушении норм перегрузки на ось. Например, за превышение норм перегрузки на ось до 5% штраф может составить до 15 000 рублей, а за превышение более чем на 30% — до 200 000 рублей.
Однако штрафы — это только прямые расходы, не учитывая другие экономические последствия. Неправильная погрузка может привести к повреждению грузов и транспортных средств, что также влечет за собой дополнительные финансовые затраты на ремонт или замену поврежденных деталей и оборудования.
Кроме того, неправильная погрузка может вызвать ухудшение характеристик автомобиля и повышенный расход топлива. Это также влияет на экономическую эффективность перевозки и может привести к дополнительным затратам на топливо.
В итоге, неправильная погрузка грузов на оси приводит к серьезным экономическим потерям для владельцев и перевозчиков. Поэтому важно строго соблюдать нормы перегрузки и правила погрузки, чтобы избежать штрафов, ущерба грузу и дополнительных расходов.
Допустимая осевая нагрузка
В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.
Итак, все автомобили разделяют на два класса:
- «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
- «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.
Ниже указаны допустимые значения.
В первую очередь, для автомобилей:
- с двумя осями — 18 тонн;
- с тремя осями — 25 тонн;
- с четырьмя осями — 32 тонны;
- с пятью осями — 35 тонн.
Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:
- с тремя осями — 28 тонн;
- с четырьмя осями — 36 тонн;
- с пятью осями — 40 тонн;
- с шестью осями и более — 44 тонны.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Вы должны узнать вес транспорта и какое давление оказывает корпус машины на передние и задние линии. Для этого существует простая формула форма Ма = Н1+Н2. В Н1 объединена масса кабины и силового агрегата – конструкции, состоящей из двигателя, сцепления и КПП. Н2 всегда больше предыдущего, потому что показывает, какая тяжесть давит на заднюю часть авто, где обычно располагается груз.
Если вы знаете точный вес машины, прицепа и груза расчет будет примерным.
- В регистрационных документах Вы найдёте массу авто и повозки. Возьмите случайные цифры 7 и 13 т.
- Вам также понадобятся данные о грузе. Пусть будет 8.
- Самое популярное соотношение этих параметров 0,75 на прицеп и 0,25 на тягач.
Типы транспортных средств
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей
Полная масса транспортного средства – это максимально допустимый вес снаряженного автомобиля вместе с грузом. Исходя из этого, весь автотранспорт можно условно разделить на три категории:
Категория | Вес, т | Грузоподъемность, т |
Малотоннажный | менее 3.5 | от 0.5 до 2.5 |
Среднетоннажный | от 3.5 до 12 | от 1.5 до 8 |
Тяжелый (крупнотоннажный) | свыше 12 | свыше 8 |