Определение арбитражного суда о введении процедуры наблюдения. Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение арбитражного суда о введении процедуры наблюдения. Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием для решения Арбитражного суда о введении стадии наблюдения является статья №63 Федерального закона «О несостоятельности юрлиц». Механизм наблюдения позволяет определить все требования по порядку, а также признаки фиктивного банкротства. В документе прописаны дальнейшие действия, которые должен выполнить должник для реализации банкротства.
Особенности стадии наблюдения
Можно заметить, что стадия наблюдения числится первой в списке этапов и проводится в любом случае. Данная процедура является необходимой и применяется к должникам для обеспечения сохранности активов, а также проведения анализа деятельности юрлица. Кроме того, стадия наблюдения позволяет составить полный список требований со стороны кредиторов.
На этом важном этапе проводится общее собрание, на которое приглашают кредиторов и принимают несколько решений:
- Вводится или не вводится процедура санации (оздоровления) предприятия. Если решение положительное, то поступает ходатайство в суд.
- Принимается решение о введение внешнего управления.
- Составляется план действий.
- Поступает обращение в суд для введения конкурсного производства, если не используется оздоровление.
- Принимается решение о создании комитета кредиторов.
Реестр требований кредиторов
При введении наблюдения срок исполнения обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, считается наступившим.
Для целей участия в первом собрании кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Сообщение публикуется в газете «Коммерсантъ» и в Федресурсе. Но сроки для заявления требований кредиторов отчитываются именно с даты публикации в официальном печатном издании, а не с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).
Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестродержатель привлекается по решению собрания кредиторов, а если их количество более 500, то в обязательном порядке.
Требования кредиторов включаются или исключаются из реестра:
- о выплате выходных пособий, об оплате труда — включаются в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем, а при их оспаривании — на основании судебного акта, исключаются – только на основании судебного акта;
- остальные требования — исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
По завершении процедуры инициативу берет в свои руки арбитражный суд. Его действия регламентированы ст.75 закона №127-ФЗ. Прежде всего, суд не вправе выносить решение о переходе к следующему этапу до проведения первичного собрания кредиторов. После того как собрание состоялось, существует три варианта дальнейшего развития событий:
- Переход к процессу финансового оздоровления.
- Начало ликвидации фирмы.
- Заключение мирового соглашения и отказ от банкротства (возможно на любой стадии мероприятия до вынесения судом решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ).
Если собрание кредиторов не может прийти к единому мнению относительно дальнейшей судьбы предприятия, законодательство позволяет провести еще одно собрание позднее. Однако срок составления и подачи итогового протокола остается прежним – не более 7 месяцев с даты судебного решения. Если повторные сроки истекли, а будущее компании не определено, суд самостоятельно выносит одно из решений:
- о санации фирмы – если поступило соответствующее ходатайство от учредителей, госорганов либо иных заинтересованных лиц;
- о переходе к внешнему управлению – если ходатайство не поступило, но есть возможность восстановления платежеспособности компании;
- о признании финансовой несостоятельности с последующей ликвидацией фирмы.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.
Большое значение в процедуре наблюдения при банкротстве юридического лица формированию списка кредиторов и созыву первого собрания. Для информирования общественности о запуске судебного процесса управляющий размещает заметку в газете «Коммерсантъ», назначенной официальным глашатаем сведений экономического характера, а также публикует запись в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Дополнительно специалист уведомляет лиц, имеющих претензии к должнику, о начале судебного процесса и о дате первого собрания.
Кредиторы, заявившие финансовые требования в срок 30 дней от начала стадии наблюдения, получают право участия на собраниях, определяющих дальнейшие действия в отношении банкрота. Степень влияния на принятие того или иного решения устанавливается пропорционально объему долга, сформировавшегося перед каждым субъектом.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Библиографический список
- Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. С.В. Никитина. М.: РГУП, 2017.
- Мифтахутдинов Р.Т. Судебный акт как условие возбуждения дела о банкротстве и гегелевская диалектика. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.10.2016 N 306-ЭС16-3611 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. N 2.
- Шевченко И.М. О некоторых вопросах введения процедуры наблюдения при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом // Арбитражные споры. 2017. N 4.
- Жукова Т.М. Особенности процедуры наблюдения при банкротстве индивидуального предпринимателя // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1.
- Порошкина Ю.О. Особенности осуществления процедур банкротства граждан // Вестник исполнительного производства. 2017. N 1.
- Дубровская И. Реорганизация в банкротстве // ЭЖ-Юрист. 2015. N 40.
- Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. приложение. 2001. N 3.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А.Е. Оленина «Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры процесса о банкротстве» включена в информационный банк.
- Оленин А.Е. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства // Законодательство. 2000. N 2.
- Скворцов О. Наблюдение // Юрист и бухгалтер. 2003. N 1.
- Черникова Е.В., Быков В.П., Финогенов А.В. Вопросы правового регулирования подачи и принятия заявлений о признании гражданина несостоятельным (банкротом) // Современное право. 2017. N 9.
- Шамшурин Л.Л. Наблюдение как процедура банкротства // Арбитражная практика. 2004. N 9.
- Мифтахутдинов Р.Т. Отмена процедуры наблюдения как одна из основных мер по совершенствованию отечественного законодательства о банкротстве и ее последствия de lege ferenda // 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 — 19 октября 2013 г.). Избранные материалы / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2014.
- Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторами в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 4.
- Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / А.М. Баринов, А.Ю. Бушев, О.А. Городов и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
- Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017.
- Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2017.
Стадия внешнего управления регламентируется главой VI Закона о банкротстве. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов либо в случаях, установленных п. 2,3 ст.75 Закона о банкротстве.
Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.*
Главной целью внешнего управления как и финансового оздоровления является санация предприятия.
Особенности внешнего управления:
- отстраняются органы управления должника;
- управление организацией осуществляет внешний управляющий согласно плану внешнего управления;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до введения внешнего управления.
* Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2-х лет.
Стадия внешнего управления заканчивается:
- прекращением производства по делу;
- введением процедуры конкурсного производства.
Порядок проведения процедуры
Начало процедуре банкротства и этапу наблюдения полагается решением арбитражного судьи. Порядок действий выглядит следующим образом. На подготовительном этапе изучаются материалы дела, проверяется обоснованность требований заявителя. После принятия положительного решения, судья извещает заявителя о том, что его требования обоснованы, банкротство в качестве процедуры действительно необходимо. Арбитражный суд также назначает временного управляющего, решает вопрос о том, каким образом будут оплачиваться его услуги.
«Иногда в процессе выбора кандидатуры на роль управляющего возникают сложности, решение затягивается в связи с отсутствием подходящего кандидата. В такой ситуации рассмотрение дела переносится, но максимум на две недели».
Начатая процедура наблюдения не прерывает работу предприятия и его руководителей. Запланированные на ближайший срок сделки теперь заключаются с одобрения назначенного управляющего. Есть ряд организационных моментов, требующих освещения:
- выплаты в адрес займодателей временно приостанавливаются из тех соображений, что это позволит провести реальную оценку состояния;
- производства по делам, касающимся взыскания долговых обязательств, переносятся в рамки дела о банкротстве;
- арестованное имущество освобождается;
- исполнительные документы передаются управляющему;
- акционеры временно утрачивают право выхода из общества;
- приостанавливаются выплаты дивидендов.
Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации
Предельная продолжительность первого этапа (от принятия иска арбитражным судьей до отправки результатов наблюдения временным управляющим) равна 7 месяцам. Около месяца уходит на проверку обоснованности отраженных в заявлении сведений и назначение управляющего из числа претендентов. Еще 6 месяцев может длиться само наблюдение.
Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании полученных данных признал долг перед Сбербанком.
Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап уходит в среднем 5 месяцев. Объясняется этот факт тем, что несостоятельному юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению). Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.
«В редких случаях в связи со сложностью дела допускается продление наблюдения. Решение по вопросу принимает суд».
Реестр кредиторов на стадии наблюдения при банкротстве
Составление реестра всех кредиторов и их требований — еще одна важная задача наблюдения при банкротстве. Для этого после обращения в суд по вопросу признания юридического лица банкротом делается сообщение в СМИ, чтобы все кредиторы могли выдвинуть свои требования. На это организациям дается 30-дневный срок.
Процедура включения кредиторов в реестр выглядит следующим образом:
- Кредитор узнает о подаче заявление на признание своего должника банкротом или узнает, что такое заявление было подано самим должником или другим кредитором.
- Предъявляет свои требования к юридическому лицу в арбитражный суд.
- Суд рассматривает заявление и признает/не признает требования правомерными. В первом случае кредитор включается в общий список.
Если требования будут направлены по истечении 30-дневного срока, то они рассматриваются только в следующей процедуре банкротства, идущей за наблюдением. Они не имеют права участвовать в первом собрании кредиторов и принимать решения относительно принимаемых в отношении должника мер.
Создание данного реестра необходимо для того, чтобы временный управляющий получил максимально полные сведения о долгах организации. В зависимости от этого оцениваются возможности юридического лица и принимается решение относительно дальнейших действий.