Может ли логопед работать психологом в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли логопед работать психологом в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.
Задачи специалиста в школе
Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.
Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:
- комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
- проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
- индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
- проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
- направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
- профилактика возникновения и развития дефектов речи;
- проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
- помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).
В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.
Оплата труда педагога, обучающего детей с ОВЗ
Работа с детьми с ОВЗ представляет собой нестандартный учительский труд, который требует дополнительный усилий, зачастую профессиональной переподготовки педагога, освоения новых навыков. Однако, несмотря на это, федеральных актов, устанавливающих обязательные надбавки учителям, работающим с детьми с ОВЗ, нет. Заработная плата педагога зависит от локальных нормативных актов, принятых на уровне образовательной организации.
Основным принципом финансирования бюджетных образовательных учреждений является подушевое финансирование, а также учет корректирующих коэффициентов (коэффициентов удорожания стоимости услуг педагога). Как указано в п.23 Приказа Минобрнауки России от 26.03.2021 N 209, при расчете нормативных затрат на реализацию образовательных программ должно учитываться то, что освоение той или иной программы происходит не только здоровыми обучающимися, но и обучающимися с ОВЗ. Положение об оплате труда в образовательном учреждении должно составляться с учетом данного документа. Таким образом, размер заработной платы педагогов в бюджетных образовательных учреждениях зависит от положения об оплате труда школы.
На основе подушевого финансирования формируется Фонд оплаты труда образовательного учреждения (ФОТ). Распределение ФОТ между работниками регулируется на локальном уровне (Коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о компенсационных выплатах, Положение о стимулирующих выплатах).
Таким образом, вопрос оплаты труда учителя, работающего с ребенком с ОВЗ, относится к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Педагогу необходимо выяснить, содержатся ли в каком-либо из упомянутых выше локальном нормативном акте материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Работники могут влиять на локальное регулирование только совместно, чаще всего – через первичную профсоюзную организацию, требуя коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.
Что делать, если ребенок не «тянет» программу, которая ему положена по решению ПМПК?
Рекомендуется в первую очередь обратиться к родителям ребенка и объяснить, какие трудности испытывает ребенок, предоставив им контрольные материалы для наглядности. Также следует обратиться в образовательное учреждение с обращением в завучу с запросом о собрании педсовета для оказания помощи ребенку. На педсовет рекомендуется приглашать родителей ребенка.
При рассмотрении ПМПК вопроса о его успеваемости и необходимости понизить программу, следует подтвердить тот факт, что ребенок не усвоил образовательную программу и не был аттестован.
Оценки «3» в журнале свидетельствуют о том, что ребенок справляется с обучением, что свидетельствует о том, что доказательством неуспеваемости ребенка является именно неудовлетворительная оценка «2».
Еще одним промежуточным вариантом для ребенка с ОВЗ является временный перевод ребенка на индивидуальный план обучения.
Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.
Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:
- дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
- дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.
Пускать на самотек, оставить без внимания такие нарушения нельзя: впоследствии у ребенка возможны задержки развития, проблемы с обучением в школе, психикой. Сегодня практически в каждом детском саду работает педагог-логопед, специалист наблюдает и за школьниками в начальных классах.
Заболевания и состояния, которые лечит логопед-психолог
Логопед-психолог проводит коррекцию, лечение речевых и психологических нарушений, которые возникают по таким причинам:
- Патологии беременности, процесса родов, приведшие к органическим, физиологическим повреждениям у ребенка. К примеру, острая или хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, внутричерепная травма.
- Патологии или задержки внутриутробного развития плода. К примеру, внутриутробное инфицирование.
- Заболевания беременной женщины, негативно отразившиеся на состоянии здоровья малыша.
- Неправильный образ жизни беременной (курение, употребление алкоголя) или прием определенных медикаментов в период вынашивания малыша.
- Травматизация будущей матери – это могут быть падения или удары в область живота.
- Наследственность, генетический фактор.
- Черепно-мозговая травма.
- Перенесенные в раннем возрасте инфекционно-воспалительные заболевания, лечение сильнодействующими препаратами, хирургические операции под общим наркозом.
- Следствие сильного стресса, психологической травмы, потрясения, неправильного, агрессивного воспитания или обращения, полученного от родителей.
- Следствие изменения особенностей окружающей среды ребенка. Переезд на другое место жительства, переход в новое учебное заведение.
- Детский церебральный паралич, аутизм и подобные заболевания.
- Дефицит общения, изоляция, отсутствие родственников и близких рядом с ребенком.
- Нарушения социализации ребенка.
В чем преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом
Ребенок, особенно имеющий речевые, психологические проблемы, требует особого подхода и отношения. Логопед, который обладает знаниями в своей сфере, не всегда может исправить нарушения психологического характера, которые стали причиной или следствием задержки речевого развития.
Логопед-психолог, имеющий больший массив знаний, занимается не только коррекцией патологий речи. Но и работой с речевой культурой, психологическими особенностями пациентов. Он помогает ребенку избавиться от страхов, фобий, комплексов, нормализовать психоэмоциональное состояние.
Логопед работает с ребенком как индивидуально, так и в группе. Но групповое лечение не позволит малышу раскрыться и довериться специалисту, особенно в случае наличия у пациента психологических проблем.
Логопед-психолог всегда составляет индивидуальную программу работы с каждым ребенком и его близкими. Учитываются многие факторы – характер и глубина проблем, возрастная категория, особенности психики и ее нарушений. Это позволяет добиться быстрых и значительных результатов.
Какое образование нужно для работы психологом?
Если у вас нет образования психолога, но вам нравится эта наука, вы готовы начать трудиться по данной специальности, то есть вариант, как получить диплом за несколько месяцев. Для этого нужно пройти курсы переподготовки. Для зачисления достаточно представить копию диплома о высшем образовании. Если вы меняли фамилию, то также нужен документ, подтверждающий данный факт (свидетельство о браке, например).
Согласно закону об образовании, курсы переподготовки относятся к дополнительным программам освоения профессиональных компетенций. Поэтому они доступны также людям без высшего образования, но при соблюдении следующих условий:
- Есть диплом о среднем профессиональном образовании;
- В настоящий момент вы являетесь студентом техникума, колледжа или вуза и можете представить справку об этом с образовательного учреждения.
В иных случаях требуется пройти обучение профессии психолога с нуля.
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.
Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.
Где пройти обучение госзакупкам?
Мы рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, для тех кому некогда, есть удобный формат — вебинары. Узнать всю актуальную информацию из мира закупок с применением на практике можно не выходя из дома или не вставая с рабочего места. Кстати, участники в режиме онлайн могут задавать вопросы на интересующие их темы.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – наши эксперты рассматривают самые актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.
Если вы решили повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ, то вам подойдут курсы электронных торгов. В интернете достаточно большой выбор таких образовательных программ. Но, обратите внимание, курсы для заказчиков и поставщиков могут сильно отличаться. Например, специалистов в сфере госзаказа обучают планированию закупок, составлению планов-графиков и планов-закупок, размещать сведения и работать в ЕИС, заключать контракты и т.д. Программа курсов для поставщиков может включать в себя информацию об ЭЦП, обучение по прохождению аккредитации на площадках, составление заявок на участие, выбор, оценка и участие в тендерах, получение банковской гарантии, способы отстаивания своих интересов.
Наши специалисты подготовили программы обучения для заказчиков, а также для поставщиков. Есть программы как для новичков, которых надо обучить с нуля, так и для тех, кто в закупках не первый год.
Что за специалист логопед-дефектолог
В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.
Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.
Логопед и психолог: общие цели и разные задачи
Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.
Задачи логопеда:
- развивать звуковую сторону речи;
- учить ребенка связно выражать свои мысли;
- помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
- развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
- формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).
Задачи психолога:
- развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
- развивать эмоционально-личностную сферу;
- совершенствовать зрительно-моторную координацию;
- формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
- обеспечивать психологическую поддержку.
Плюсы и минусы работы педагогом-психологом
Плюсы работы педагогом-психологом:
- широкий выбор направлений и мест для работы;
- можно реализовать творческий потенциал;
- профессиональные знания и навыки можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- можно проводить частные онлайн-консультации и за счет этого увеличить доход.
- зачастую можно найти работу без опыта, сразу после получения диплома;
- широкий спектр задач для получения опыта.
Минусы работы педагогом-психологом:
- большая ответственность;
- высокий уровень стресса;
- низкий уровень зарплат в начале карьеры;
- высокий риск профессионального выгорания;
- большой спектр задач и их сложность.
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
- Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов:
- песочная терапия;
- общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
- АВА-терапия;
- логические блоки Дьенеша и пр.
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.